ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

Литература Толстой Л .Н . Собрание сочинений в 9 0 томах. М .: «Художественная ли ­ т е р а т у р а » , 1983. Н. А. Кузнецова Тула, Россия Специфика концептуализации школы Л.Н. Толстым, отражённая синонимическими связями ключевых слов концепта Синонимия является одним из основных языковых средств, отражаю­ щих результаты процессов концептуализации. (Токарев Г.В., 2009, 81) Ме­ ханизм когнитивного освоения включает в себя актуализацию в языке фак­ тов окружающего мира, следовательно, объекты, явления и аспекты, за­ служивающие наибольшего переосмысления, обретают большее количест­ во характеристик разного уровня, разной степени абстракции и полноты. Выявление концептуальной специфики состоит в буквальном прочте­ нии синонимических рядов слов: такой способ дает представление о наив­ ных стереотипах. Но, например, лексема «школа» не является продуктивной для анализа парадигматических связей, т.к. не имеет узуальных синонимов и антонимов. Ключевые слова являются одним из способов репрезентации концепта, несут культурную информацию, а следовательно, могут использоваться в качестве своеобразных представителей концепта, выразителей его основных смыслов, поэтому можно прибегнуть к анализу парадигматических отношений ключе­ вых слов концепта «Школа»: «знание», «образование», «учитель». Эти слова получают статус ключевых, т.к. часто употребляются в текстах, передают внутреннее содержание, культурную нагрузку концепта «Школа». Авторский концепт - понятие многоуровневое, наряду с универсаль­ ными сценариями и гештальтами в его состав входят субъективные автор­ ские представления. Специфика индивидуальных установок выявляется через сравнение авторских и общеязыковых текстов. Материалом для изу­ чения особенностей узуального сознания стал словарь В.И. Даля, т.к. под­ бор синонимов является излюбленным приёмом толкования значений ав­ тором данного словаря. Словарь Даля - отражение универсального созна­ ния русской лингвокультурной общности XIX века. В.И. Даль в словаре дает 4 синонима к слову «учитель»: наставник, преподаватель, профессор, обучатель. В перечисленных синонимах кроме значения —человек, занимающийся обучением людей, присутствует аспект ~ степень профессиональности и жизненной мудрости в процессе передачи знаний. Так, слово наставник акцентирует внимание на профессиональном и жизненном опыте человека и даже на положительных качествах и под­ черкивает некоторое превосходство над обучаемым. Некоторая механич- н°сть, безличность обучения характеризует лексему обучатель. Синонимы 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=