ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
запутался, чтобы понять, что ему несвойственно» [«В чем моя вера?», Т.23, 399]. В данном случае мироустройство представляется писателю как некий предмет - «сеть» - который несет некую опасность для человека. Иерархическое строение общества представляется писателю как лест ница. Таким образом также реализуется фетишный культурный код: «Лю дям, находящимся на верхней ступени этой лестницы , ужасно трудно по нять то, что от них требуется. У них голова кружится от вышины той ле стницы лжи, на которой они находятся, когда им представляется то место на земле, до которого они должны спуститься, чтобы начать жить не доб ро, но только не вполне бесчеловечно; и от этого эта простая и ясная исти на кажется этим людям странной» [«Так что же нам делать?», Т.23, 147]. Заметим, что нередко фетишные метафоры и сравнения в контексте поздних произведений писателя имеют ярко негативный оттенок. Так, например, обилие фетишных метафор для описания чувства плотской любви встречаем в тексте «Крейцеровой сонаты»: «Выходит, что плотская любовь - это спасительный клапан» [«Крейцерова соната», Т.27, 32]; «...женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувст венность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной» [«Крейцерова соната», Т.27, 33]; «...а взгляд на нее все тот же. Она орудие наслаждения » [«Крейцерова соната», Т.27, 35]. Ряд данных метафор недвусмысленно выражает отношение Л.Н. Толсто го, вложенное в уста героя произведения Позднышева, к чувству влюбленно сти, возникающему между мужчиной и женщиной. Обилие фетишных мета фор при описании чувства влюбленности подчеркивает, что автор восприни мает данное чувство как нечто фальшивое, искусственное и даже опасное. Например: «...молодые люди лучшее время своей жизни посвящают: мужчины на выглядывание, приискивание и овладение наилучшими пред метами любви в форме любовной связи или брака, а женщины и девушки - на заманивание и вовлечение мужчин в связь или брак» [«Крейцерова со ната», Т.27, 22]. Концентрация фетишных метафор наблюдается и в тех фрагментах текста «Крейцеровой сонаты», в которых говорится о браке и сфере семей ных отношений. Например: «Я попробовал было смягчить её, но наткнулся на такую непреодолимую стену холодной, ядовитой враждебности...» [«Крейцерова соната», Т.27, 42]; «...именно сами дети были и средством и предметом раздора. Не только предметом раздора, но дети были орудием борьбы, мы как будто дрались с друг другом детьми. У каждого из нас был свой любимый ребенок - орудие драки. Я дрался больше Васей, старшим, а она Лизой» [«Крейцерова соната», Т.27, 42]. Таким образом, употребление именно фетишной метафоры для характе ризации плотской любви и брака обусловлено авторским отношением к опи сываемому явлению: плотская любовь воспринимается Л.Н. Толстым как не что неестественное, искусственное, как порождение цивилизации, прогресса. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=