ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

запутался, чтобы понять, что ему несвойственно» [«В чем моя вера?», Т.23, 399]. В данном случае мироустройство представляется писателю как некий предмет - «сеть» - который несет некую опасность для человека. Иерархическое строение общества представляется писателю как лест­ ница. Таким образом также реализуется фетишный культурный код: «Лю­ дям, находящимся на верхней ступени этой лестницы , ужасно трудно по­ нять то, что от них требуется. У них голова кружится от вышины той ле­ стницы лжи, на которой они находятся, когда им представляется то место на земле, до которого они должны спуститься, чтобы начать жить не доб­ ро, но только не вполне бесчеловечно; и от этого эта простая и ясная исти­ на кажется этим людям странной» [«Так что же нам делать?», Т.23, 147]. Заметим, что нередко фетишные метафоры и сравнения в контексте поздних произведений писателя имеют ярко негативный оттенок. Так, например, обилие фетишных метафор для описания чувства плотской любви встречаем в тексте «Крейцеровой сонаты»: «Выходит, что плотская любовь - это спасительный клапан» [«Крейцерова соната», Т.27, 32]; «...женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувст­ венность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной» [«Крейцерова соната», Т.27, 33]; «...а взгляд на нее все тот же. Она орудие наслаждения » [«Крейцерова соната», Т.27, 35]. Ряд данных метафор недвусмысленно выражает отношение Л.Н. Толсто­ го, вложенное в уста героя произведения Позднышева, к чувству влюбленно­ сти, возникающему между мужчиной и женщиной. Обилие фетишных мета­ фор при описании чувства влюбленности подчеркивает, что автор восприни­ мает данное чувство как нечто фальшивое, искусственное и даже опасное. Например: «...молодые люди лучшее время своей жизни посвящают: мужчины на выглядывание, приискивание и овладение наилучшими пред­ метами любви в форме любовной связи или брака, а женщины и девушки - на заманивание и вовлечение мужчин в связь или брак» [«Крейцерова со­ ната», Т.27, 22]. Концентрация фетишных метафор наблюдается и в тех фрагментах текста «Крейцеровой сонаты», в которых говорится о браке и сфере семей­ ных отношений. Например: «Я попробовал было смягчить её, но наткнулся на такую непреодолимую стену холодной, ядовитой враждебности...» [«Крейцерова соната», Т.27, 42]; «...именно сами дети были и средством и предметом раздора. Не только предметом раздора, но дети были орудием борьбы, мы как будто дрались с друг другом детьми. У каждого из нас был свой любимый ребенок - орудие драки. Я дрался больше Васей, старшим, а она Лизой» [«Крейцерова соната», Т.27, 42]. Таким образом, употребление именно фетишной метафоры для характе­ ризации плотской любви и брака обусловлено авторским отношением к опи­ сываемому явлению: плотская любовь воспринимается Л.Н. Толстым как не­ что неестественное, искусственное, как порождение цивилизации, прогресса. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=