ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
если онтологические характеристики предмета ему неизвестны, так как в „зы ковом сознании личности хранятся языковые образы как перцептивная реакция на языковую экспликацию предметов или понятий, т. е. на те выра ж ения, которые запечатлены в языковом опыте субъекта. Как отмечает Б. М. Гаспаров, «наша языковая деятельность осуществ ляется как непрерывный поток «цитации», черпаемой из конгломерата на шей языковой памяти. В процессе ...составления извлекаемые из памяти фрагменты языковой ткани модифицируются, адаптируясь друг к другу; они подвергаются всевозможным усечениям, наращениям, аналогическим подм енам одних компонентов в их составе другими, контаминациям, мета тезам: они срастаются друг с другом, растекаются по разным точкам вы сказывания, редуцируются до едва намеченных, мерцающих намеков» (Гаспаров, 1996, 14). Актуальна в этой связи идея представителя француз ской психологической школы Ж. Лакана о том, что контакт с «другим» яв ляется единственно возможным способом существования и самовыраже ния личности; в языковой континуум говорящего субъекта постоянно во влекается языковой опыт других людей - через их высказывания/тексты, которые говорящий воспринимает и стремится осмыслить. Релевантны слова Г.В. Колшанского о том, что «каждый конкретный язык не искажает и не преображает действительность, а через глобальную семантическую систему всей совокупностью своих средств отображает единую природу мира в концептуальном аппарате человека как универсальной понятийной системы, коррелирующей с реальным миром на основе принципа отраже ния» (Колшанский, 1984, 61). Таким образом, рассматривая художественный текст, как и любой текстовый конструкт, как артефакт и документ Культуры, мы должны при знать в нём то «документирующее» начало, которое позволяет характери зовать его как вербально-семиотический «слепок» с контекста бытия в оп ределённый исторический промежуток времени, который всегда можно реконструировать, воссоздать, интерпретировать в другое историческое время. Такая меж- и пост- поколенная интерпретация художественного текста и представляет собой процессуальность раскодирования не просто знаков Культуры, а культурного бытия эпохи. Литература Антипов Г.А., Донских О.Н., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989. 197 с. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Нау ка, 1981. 138 с. Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существова ния. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Нау ка, 1984. 276 с. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=