ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

ходя из этого положения, когда источники во всём их многообразии и вме­ сте с тем единстве исследуются коллективом авторов, являющихся предста­ вителями разных гуманитарных наук, с целью создать единое знание о че­ ловеке. Например, уникальным можно считать коллективное творчество ис­ кусствоведов, филологов, историков по изучению наследия И.И. Машкова: «Коллективная монография «Илья Машков. Художник в контексте его про­ странства и времени» создана в результате работы над научно- исследовательским проектом < ...> Междисциплинарное исследование ком­ плексно, многоаспектно рассматривает личность одного из лидеров русско­ го авангарда художника И.И.Машкова (1881-1944), его творческую и соци­ альную деятельность в региональном аспекте и историческом, этнографиче­ ском, культурологическом контекстах. Работа выявляет истоки личности и творчества мастера (биографические, этнографические, исторические). Творческий феномен Машкова впервые рассматривается в разнообразии проявлений и эволюционной непрерывности» (Малкова О.П.). Учёный-лингвист, занимающийся изучением личного письма в том или ином аспекте, неизбежно сталкивается с проблемой доступности источни­ ков. И это на самом деле огромная проблема. Во-первых, чаще всего опуб­ ликованы и сопровождены комментариями письма известных писателей, общественных и исторических деятелей. А письма что называется «обыч­ ных» людей, источники, которые и с историко-культурной, и с лингвисти­ ческой точки зрения тоже представляют определённую ценность, - большая редкость, встречающаяся в основном, в журналах и на электронных ресур­ сах, ориентирующихся на архивную работу (Руниверс, Российский архив и т.д.). Во-вторых, для лингвиста, особенно если речь идёт об исследовании письма в когнитивно-дискурсивном русле, незаменимыми становятся ком­ ментарии к письму, которые так или иначе объективируют ту «затексто- вую» информацию, которая образует часть дискурса, соотносящуюся с бло­ ком сопровождающей написание письма внеязыковой действительности. Кто автор комментария? Чаще всего историк или филолог, занимающийся творчеством автора письма, готовящий письма к публикации. Это огромный труд и профессионализм. Поэтому письмо, неподготовленное к публикации, не прошедшее соответствующую стадию исследования, лингвист в качестве объекта своего научного труда не сможет рассматривать, либо вынужден будет самостоятельно проделать эту «подготовительную» работу. Это в не­ котором смысле ограничивает рамки лингвистических исследований. Появление электронных средств общения коренным образом повлия­ ло на все сферы жизни человека. Личное письмо как средство межлично­ стного общения практически перестаёт существовать. В связи с этим от­ крытым остаётся вопрос о том, каким образом электронное письмо, сооб­ щение и т.д. соотносятся (по функциям, по жанрообразующим признаками, по языку и т.д.) с личным письмом. Учитывая то, что письма/сообщения в электронном виде не зафиксированы, т.е. не материализованы, являются 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=