ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

застави ть других принять выгодную для говорящего интерпретацию дей­ с тв и тел ь н о сти , т. е. в принуждении к точке зрения. Н. А. Калёнова Волгоград, Россия Письма как документы личного происхождения: источниковедческий аспект лингвистического исследования Личное письмо всё чаще становится объектом пристального внимания учёных (Карантеева И.Л., 2010; Понырко Н.В., 1999; Сапожникова Н.В., 2004 и др.), в том числе лингвистов (Наумова Т.С., 2009; Фесенко О.П., 2009; Фокина К.В., 2010 и др.). Это объективно связано с природой письма как документа личного происхождения, с одной стороны, и возрастающим интересом к человеку в языке. «Получить информацию о людях можно двумя способами - непосредственного наблюдения, общения, диалога. Од­ нако этот способ имеет существенные ограничения: мы видим только то, что происходит здесь и сейчас. Для того чтобы узнать о происходящем в другом месте, необходим иной путь - опосредованный. При этом мы изу­ чаем произведения, сознательно и целенаправленно созданные людьми, - рукописи, книги, вещи» (Медушевская О.М., 1998, 19). С точки зрения ис­ торического источниковедения, личное письмо - фиксированный источник информации о человеке, в отличие, например, от звучащей речи: «Одно из главных различий - между языком устным и письменным. Из них первый носит чисто временной характер, а последний связывает время с простран­ ством» (Якобсон Р., 1996, 233). Вся совокупность источников во всём их многообразии исследуются представителями разных наук через призму методов и целей конкретной науки, а «представитель гуманитарного зна­ ния должен ясно представлять себе, что такое источниковедение, его метод и каковы перспективы его развития. Источники составляют объективную основу гуманитарных наук как наук о человеке и его деятельности» (Ме­ душевская О.М., 1998, 26). Исследование письменных источников как ре­ зультатов лингвокогнитивной деятельности человека открывает новые го­ ризонты в познании механизмов объективации реалий окружающего мира: «Человек, создавая свое произведение, выражает в нем себя» (Медушев­ ская О.М., 1998, 26). Поэтому особую ценность в лингвокогнитивных ис­ следованиях представляет документ личного происхождения. Это «доку­ мент, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или вы­ полнения общественных обязанностей» (Государственный стандарт..., 1998). Это может быть автобиография, дневник, письмо, мемуары и т.д. Таким образом, личные письма - часть документов личного происхожде­ ния. Весь комплекс документов личного происхождения, принадлежащих перу одного автора, представляет собой единую систему (Правила, 2009), и, следовательно, изучаться должен в комплексе. Идеальная ситуация, ис­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=