ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
застави ть других принять выгодную для говорящего интерпретацию дей с тв и тел ь н о сти , т. е. в принуждении к точке зрения. Н. А. Калёнова Волгоград, Россия Письма как документы личного происхождения: источниковедческий аспект лингвистического исследования Личное письмо всё чаще становится объектом пристального внимания учёных (Карантеева И.Л., 2010; Понырко Н.В., 1999; Сапожникова Н.В., 2004 и др.), в том числе лингвистов (Наумова Т.С., 2009; Фесенко О.П., 2009; Фокина К.В., 2010 и др.). Это объективно связано с природой письма как документа личного происхождения, с одной стороны, и возрастающим интересом к человеку в языке. «Получить информацию о людях можно двумя способами - непосредственного наблюдения, общения, диалога. Од нако этот способ имеет существенные ограничения: мы видим только то, что происходит здесь и сейчас. Для того чтобы узнать о происходящем в другом месте, необходим иной путь - опосредованный. При этом мы изу чаем произведения, сознательно и целенаправленно созданные людьми, - рукописи, книги, вещи» (Медушевская О.М., 1998, 19). С точки зрения ис торического источниковедения, личное письмо - фиксированный источник информации о человеке, в отличие, например, от звучащей речи: «Одно из главных различий - между языком устным и письменным. Из них первый носит чисто временной характер, а последний связывает время с простран ством» (Якобсон Р., 1996, 233). Вся совокупность источников во всём их многообразии исследуются представителями разных наук через призму методов и целей конкретной науки, а «представитель гуманитарного зна ния должен ясно представлять себе, что такое источниковедение, его метод и каковы перспективы его развития. Источники составляют объективную основу гуманитарных наук как наук о человеке и его деятельности» (Ме душевская О.М., 1998, 26). Исследование письменных источников как ре зультатов лингвокогнитивной деятельности человека открывает новые го ризонты в познании механизмов объективации реалий окружающего мира: «Человек, создавая свое произведение, выражает в нем себя» (Медушев ская О.М., 1998, 26). Поэтому особую ценность в лингвокогнитивных ис следованиях представляет документ личного происхождения. Это «доку мент, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или вы полнения общественных обязанностей» (Государственный стандарт..., 1998). Это может быть автобиография, дневник, письмо, мемуары и т.д. Таким образом, личные письма - часть документов личного происхожде ния. Весь комплекс документов личного происхождения, принадлежащих перу одного автора, представляет собой единую систему (Правила, 2009), и, следовательно, изучаться должен в комплексе. Идеальная ситуация, ис 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=