ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

Как видим, выбор имени концепта должен быть обоснованным. Зада­ чи нашего исследования исключают осуществление этой процедуры по от­ ношению к другим концептам, с которыми вступают в связи ментальные категории «власть» и «право». Поэтому выбор имени других концептов условен, основан преимущественно на той лексеме, которая отражает связь ментальной категории «власть» и «право» с данными концептами. Интересным для русской лингвокультуры является статус концептов «власть» и «право». Российское государство всегда представляло собой страну с сильной верховной властью, привелегированное положение кото­ рой фактически делало бесправным положение основной массы народа. Хотя в советский период официальная политика и законодательство совет­ ского государства отражали принципы народной власти. После распада Советского Союза, в рамках нового демократического курса развития страны можно стало говорить о новом соотношении власти и права. Концепт как ментальная репрезентация культурно-значимого фено­ мена в массовом сознании фиксируется в лексикографических толкованиях имени концепта (содержательный минимум концепта), в его синонимиче­ ских связях, образных переосмыслениях, ассоциативных реакциях, соче­ таемости, паремиологии и неклишированных текстах и высказываниях. Ю.С. Степанов указывает на то, что исследование концепта должно начинаться с изучения этимологии его имени. Рассмотрим этимологию ключевого слова концепта «власть». Анализ понятийного ядра концепта «Власть» по толковым и терминологическим словарям выявил такие его базовые составляющие, как «господство (доминирование), право, кон­ троль (способность контролировать), сила, влияние, принуждение, авто­ ритет». Мы полагаем, что, все эти компоненты концепта обладают ком­ муникативной значимостью и составляют суть власти как дискурсивной категории. Концептуализация - это процесс формирования и организации знания, который приводит к образованию концептов, концептуальных структур и концептосферы в целом. В ходе этого процесса происходит порождение и осмысление информации, полученной в результате познания окружающей действительности. Концептуализация охватывает процессы появления но­ вых знаний, изменение уже известных. Результаты процессов концептуа­ лизации выражаются в содержании компонентов значения, выборе спосо­ бов номинации и внутренней формы языковой единицы, значимостях ан­ тонимических, синонимических парадигм и другое. Лексическое значение выступает одним из важнейших средств, репре­ зентирующих отношения между мыслительными структурами. Экстенсио- нал и интенсионал значения номинативной единицы отражают результат осмысления обозначенного явления во взаимосвязи с другими подобными явлениями, а также объективируют специфику понимания реалии, мини­ мальный набор признаков, с помощью которых человек отличает одно яв­ 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=