ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

Ф. Ф. Фархутдинова Иваново, Россия Инструкция как текст культуры Инструкция по применению (по эксплуатации, по пользованию и т д.) - один из самых востребованных и читаемых документов, с которым сталкивается большинство россиян практически ежедневно. Любая покуп­ ка товара длительного пользования (бытовая, офисная, медицинская, спор­ тивная техника, лекарственные препараты и косметические средства, оде­ жда и обувь из натуральных или синтетических волокон, детские игрушки и мебель) - это не только приобретение самого товара, но и получение вкладыша, буклета либо брошюры, назначение которых -объяснить вла­ дельцу правила обращения с вновь приобретенным товаром, предупредить его о возможных опасностях, предостеречь от неприятных неожиданно­ стей, могущих возникнуть в определенных ситуациях. Большая часть инструкций по эксплуатации, например, бытовой тех­ ники - яркое свидетельство глобализационной волны, захлестнувшей со­ временный мир: инструкция написана для среднемирового потребителя без учета национальной принадлежности возможного пользователя, без ориен­ тации на культурно-языковую составляющую его бытия. Не последнюю роль в этом играет название документа - инструкция - слово, ставшее се­ годня интеранционализмом. Слово инструкция вошло в русский язык в начале XVIII века и заме­ нило традиционный термин наказ (Кириллова Э. Ю., 2006, 18). В XIX веке оно соотносилось со словами «правило, руководство, наставление, наказ» (Даль 1955, И, 46). В X X -X X I веках оно осознается то как моносемант («Руководящие указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо». (MAC, I, 670), то как полисемант («1.Свод правил, указание, документ, регламентирующий способ, порядок выпол­ нения какой-либо работы, какого-либо рода деятельности (например, со­ ставления отчёта проведения экзаменов и т. п.), пользования прибором, машиной, аппаратом и т. п. 2. Вообще указания». (СИС, 254). Таким обра­ зом, в нынешнем веке словом инструкция называют два разных импера­ тивных жанра: первичный жанр - инструкция для (Инструкция для пред­ метной комиссии по проведению единого государственного экзамена в Ивановской области в 2011 году по проверке развернутых ответов участ­ ников единого государственного экзамена) и вторичный ж ан р - инструкция по (к) (документ-приложение к приобретенному товару в виде листка, буклета, брошюры). Объединяет оба жанра то, что они вы­ полняют директивную функцию, указывают на необходимость строго сле­ довать предписаниям и побуждают выполнять определённый перечень действий. Рядовой носитель языка сталкивается в повседневной жизни с инст­ рукцией как вторичным императивным жанром, имеющим стандартизо­ 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=