ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
Прагмалингвистика отмечает средства, которые позволяют повысить вероятность того, что планируемый эффект воздействия будет достигнут. К числу таких средств, по мнению В.В. Богданова, относятся следующие параметры: выбор иллокутивного глагола с более высокой интенсивно стью иллокутивной силы; выбор специального средства повышения этой интенсивности; средства повышения искренности; повтор высказывания (например, просьбы, предложения, совета) (Богданов В.В., 1990). Таким образом, прагмалингвистика отвечает за выбор языковых средств, их функционирование в коммуникативной ситуации, которой может являться как устное сообщение, так и письменный текст. Необходимыми участни ками коммуникации являются адресат, адресант и сообщение. Модель коммуникации с её речевоздействующим потенциалом представлена в тео рии О С. Иссерс в виде модели коммуникативного акта, в котором между адресатом и адресантом осуществляется обратная связь посредством зако дированного сообщения. В рекламной коммуникации в целях воздействия, по мнению учёного, средством стимуляции обратной связи и поддержания коммуника тивного контакта являются «купоны, лотереи, звонки в студию, интерактив ное общение, блоги и т. д.» (Иссерс О.С., 2009, 51). Исследуя коммуникатив ный акт с позиции рекламирования, лингвист подчёркивает, что «в процессе передачи сообщения происходит утрата части информации и привнесение в неё новых смыслов, актуальных для адресата» (Иссерс О.С., 2009,47). В письменной коммуникации каналом передачи информации с целью воздействия на поведение адресата является текст. Принимая во внимание временной разрыв между созданием и декодированием информации, адре сант не располагает возможностью непосредственно наблюдать за реакци ей адресата, контролировать его инициативу и понимание, он может лишь предположить планируемый эффект, используя лингвальные и экстралин- гвистические средства стимуляции обратной связи. Как известно, всякое использование языка предполагает воздействующий эффект. Сложный, многофункциональный механизм речевого воздействия работает в процес се любого акта вербальной коммуникации. Теория речевых актов включает в себя как семантическую, так и прагма тическую часть. Семантика имеет дело с высказываниями, рассматриваемы ми вне контекста или в нейтральном контексте. Прагматика же занимается интерпретацией предложений в контексте, включающем понимание преды дущего дискурса, убеждения и допущения говорящего и слушающего, их со циальные взаимоотношения и т. п. Некоторые иллокутивные цели могут быть достигнуты как с помощью языковых знаков, так и с помощью жестов (Арутюнова .Н.Д., 1990), другие цели достигаются иными средствами. Таким образом, в качестве одного из главных аспектов речевого об щения посредством текста является прагмалингвистическая теория функ ционирования языковых единиц и их воздействия на адресата в контексте. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=