ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

Двадцать пять верст показались Аркадию за целых пятьдесят. Но вот на скате пологого холма открылась наконец небольшая деревушка, где жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. (И.С. Тургенев «Отцы и дети») Индексальным знаком является соломенная крыша. Если перелистать несколько страниц назад, то можно вспомнить, что соломенные крыши были на крестьянских домах в усадьбе Одинцовой. «Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояча на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, предста&гявшею «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом тане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами». Соломенная крыша является знаком бедности. Родители Базарова были небогатыми дворянами. (И.С. Тургенев «Очны и дети») Приведём ещё один пример культурно-маркированного индексального знака. __ «Между тем псы затвапкь всеми возможными гтосалм: один, забросивши вверх голов}’, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалованье; другой отхватывал наскоро, как пономарь; промеж: них звенел, как почтовый звонок неугомонный дискант, вероятно молодого щенка, и все это, наконец, повершал бас, может быть, старик, наделенный дюжею собачьей натурой, потому что хритл. как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разливе: тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и все, что ни есть, порывается кверху, закидывая голову, а он один, засунувши небритый подбородок в гсастук, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ногт>, от которой трясутся и дребезжат стекта». (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Многообразные голоса собак являются своеобразным свидетельством крепкого хозяйства: значит есть, что сторожить и чем кормить. Символы выступают своеобразными ключевыми знаками культурной парадигмы. Они в сжатой, компрессированной форме хранят программу той или иной культуры. Например, романтическим символом является образ моря. Этот образ фигурирует в произведениях потгов-ромашиков. например, в стихотворении А.С. Пушкина «К морю». Море - необузданная стихия. Данный образ лучше всего отражает философию романтизма: накал страстей, свободолюбие {...свободная стихия..), одиночество (...и блещешь гордою красой..., ...Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный..,), нетипичпость обстоятельств, непредсказуемость: Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=