ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании. - М., 2001. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. - М., 1997. Кузнецов А.М. Этнолингвистика. - М.. 1990. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. - М., 2002. Лучинина Е.Н. Критика и семиотика. - Тверь, 2004. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. - М., 2001. И.Ю. Токарева, Тула Вопросы лингнокультуро.тогического анализа текста Ю.М. Лотман указывал на то, что культура живёт в своих текстах. Это означает, что формирование культурно-языковой компетенции происходит посредством изучения текстов культуры. В.А. Маслова отмечает: «Поэтический текст живёт только в культуре: коллективное знание задаёт те ориентиры, в соответствии с которыми автор придаёт тексту определённую структуру, отвечающую принятым культурой требованиям к языку, ценностям, стереотипам, оценкам» (2004, 77). Вслед за И.Р. Гальпериным, иод текстом мы понимаем произведение речетворческого процесса, обладающее смысловой завершенностью, характеризующееся стилевой обработанностью, состоящее из названия и ряда особых структурно-семантических единиц (сложных синтаксических целых) (Гальперин И.Р., 1981, 18). Текст, как речевая единица, имеет план содержания и план выражения. Содержательную сторону текста оформляет фактуальная и концептуальная информация. Формальную сторону текста составляет композиция и архитектоника. Текст, ввиду своей сложности, характеризуется рядом признаков. Остановимся на тех из них, которые могут отражать культурную информацию. Одним из таких признаков является цельность, которая выражается в том, что текст не является простой суммой смыслов, формирующих его предложений, а представляет качественно новый смысл. Цельность проявляется в тематическом единстве, всегда определена коммуникативными установками автора. Все компоненты текста подчинены развитию этих установок. Любой текст характеризуется информативностью. Выделяют несколько типов информации: фактуальную, концептуальную, эстетическую, этическую. Наиболее доступным является фактуальный тип, который можно соотнести с подробным пересказом текста. Другие типы информации обусловлены степенью развития читательской компетенции и становятся доступными не каждому читателю. Так, эстетическая информация является 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=