ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

определенном этапе отражало национальную картину мира; его называют своеобразной энциклопедией древнерусского домашнего быта, сводом житейских правил и представлений. В «Домострое» семья представляется живым организмом, требующим в первую очередь питания, заботы. Характерно окружение слова: «...потрохом семья всю осень сыта» (Домострой, 1985, 127); «...смывки, заквасив как следует, семье хорошо пить» (там же: 137); «...как ...семью кормить в мясоед и в пост» (там же: 141) и г.д. Итак, в понимании наших предков семью надо прежде всего накормить, или - шире - заботиться о ее благосостоянии. Это согласуется с паремией для щей люди женятся, для мяса (во щах) замуж выходя/п. Отец, муж, господин (государь), сам, хозяин - эти синонимы используются в «Домострое» для называния главы семьи. Идеал мужа - добрый муж, хороший хозяин, домовитый и смышленый в своей сноровке, заботливый хозяин домовитый. Культурные установки были таковы: бойся Бога, храни верность в браке, будь рачнгельным хозяином, грудись. Идеал жены в «Домострое» - аобрая жена, и смышленая и умная, добрый разум , заботливая хозяйка, хозяйка домовитая и умелая, жена добрая, и трудолюбивая, имолчаливая. Хорошим хозяевам в «Домострое» противопоставляются «неразумные люди, которые... в долгах до конца обнищают» (Домострой, 1985, 157), «бездельные женки» (там же: 115) - так представлена антонимическая парадигма. В «Домострое» образы положительно или отрицательно интерпретируются через их отношение к труду, «...ибо никто без труда не увенчан» (Домострой, 1985, 92). Д.С. Лихачев отмечает: «Идеал «Домостроя» - ... это в целом идеал трудовой жизни» (Домострой, 1985, 12). Хорошая жена сравнивается с кораблем («будь как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи» (Домострой, 1985, 91)); с драгоценной! камнем («Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного» [там же]), с венцом («жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая - венец своему мужу» [там же: 931), с благой наградой («Хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа добродетельней»), ею можно благословить («...если доброй женой муж благословлен, число дней его жизни удвоится» [там же]). Отметим, что русская лингвокультурная общность всегда высоко ценила трудолюбие жены: не столько муж мешком, сколько жена горшком (сберегает, приносит в дом); муж возом не навозит, что жена горшком наносит. Трудолюбие - одна из главных добродетелей женщины, по «Домострою». Рукоделье (прялку) можно назвать символом трудовой деятельности жены: «всегда б сама над рукодельем сидела», «руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено» (Домострой, 1985, 93), «мастерицы хорошие жены - доход и сбереженье всему» (там же: 109). Высокий социальный ранг хозяйки определяет и ее экономическая 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=