ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

приставки self- (сам) - самоопределение, самообразование, лаже self-made man (человек, сделавший себя сам), что значит, человек добился в жизни многих успехов вследствие саморазвития. В восточных культурах, где понятия «человек - властелин природы» не существует, преобладает более гармоничное сосуществование человека с внешним миром. В языках таких культур не встретится слово «я», написанного с заглавной буквы. Примером того, как язык соотносится со структурой мышления и способом познания внешнего мира у разных народов, является понятие времени. «Время - деньги» - типичное словосочетание для англоязычных культур, однако южная Европа не оценит этого понятия. В слово «пунктуальность» также вкладывается разный смысл. Для немца это значит быть на встрече точно в назначенное время, для японца - за десять минут до встречи, для итальянца - задержаться минут на двадцать. Таким образом, можно уверенно сказать, что все языковые явления определяются социокультурными явлениями в обществе (о чем говорилось выше). Восприятие мира, отношение к окружающему миру и времени, индивидуализм и коллективизм, способы общения - все это отражается я языковых явлениях. Чтобы пользоваться разговорным языком, надо знать совокупность внеязыковьгх фактов, т.е. то, что лежит за языком. В проблеме «язык и культура» сходятся интересы всех наук о человеке. Язык представляет собой главную форму выражения и существования национальной культуры. Э. Сепир писал: «Культуру можно определить как то, чтд данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают». Таким образом, можно сделать вывод, что язык - это внутренняя форма выражения культуры. Главное назначение культуры заключается в том, чтобы быть средством духовного обогащения личности. Человек осваивает множество языков, специфичных для материальной и духовной культуры. Национальный характер культуры предполагает взаимодействие языков и культур разных пародов, их взаимное обогащение. Национальный характер культуры предполагает взаимосвязь языков и культур разных народов, их взаимное обогащение до целостного «фундаментального основания» - мировой культуры, достижения всего человечества. Культура как творение народа является единством национального и интернационального. Наиболее полно соотношение «язык и культура» отражено в грудах В. фон Гумбольдта, который писал: «Человек преимущественно: живет с предметами так, как их преподносит ему язык. Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он вступает в круг другого языка». Сторонники В. фон Гумбольдта (неогумбольдтианцы) рассматривают «картину мира» как «промежуточный языковой мир», который создается творческим духом нации, как форму представления данной национальной 89

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=