ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3
приставки self- (сам) - самоопределение, самообразование, лаже self-made man (человек, сделавший себя сам), что значит, человек добился в жизни многих успехов вследствие саморазвития. В восточных культурах, где понятия «человек - властелин природы» не существует, преобладает более гармоничное сосуществование человека с внешним миром. В языках таких культур не встретится слово «я», написанного с заглавной буквы. Примером того, как язык соотносится со структурой мышления и способом познания внешнего мира у разных народов, является понятие времени. «Время - деньги» - типичное словосочетание для англоязычных культур, однако южная Европа не оценит этого понятия. В слово «пунктуальность» также вкладывается разный смысл. Для немца это значит быть на встрече точно в назначенное время, для японца - за десять минут до встречи, для итальянца - задержаться минут на двадцать. Таким образом, можно уверенно сказать, что все языковые явления определяются социокультурными явлениями в обществе (о чем говорилось выше). Восприятие мира, отношение к окружающему миру и времени, индивидуализм и коллективизм, способы общения - все это отражается я языковых явлениях. Чтобы пользоваться разговорным языком, надо знать совокупность внеязыковьгх фактов, т.е. то, что лежит за языком. В проблеме «язык и культура» сходятся интересы всех наук о человеке. Язык представляет собой главную форму выражения и существования национальной культуры. Э. Сепир писал: «Культуру можно определить как то, чтд данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают». Таким образом, можно сделать вывод, что язык - это внутренняя форма выражения культуры. Главное назначение культуры заключается в том, чтобы быть средством духовного обогащения личности. Человек осваивает множество языков, специфичных для материальной и духовной культуры. Национальный характер культуры предполагает взаимодействие языков и культур разных пародов, их взаимное обогащение. Национальный характер культуры предполагает взаимосвязь языков и культур разных народов, их взаимное обогащение до целостного «фундаментального основания» - мировой культуры, достижения всего человечества. Культура как творение народа является единством национального и интернационального. Наиболее полно соотношение «язык и культура» отражено в грудах В. фон Гумбольдта, который писал: «Человек преимущественно: живет с предметами так, как их преподносит ему язык. Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он вступает в круг другого языка». Сторонники В. фон Гумбольдта (неогумбольдтианцы) рассматривают «картину мира» как «промежуточный языковой мир», который создается творческим духом нации, как форму представления данной национальной 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=