ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

Ю.С.Богданова, Тула Когнитивная сущность квазисимволов Кодирование знания реализуется в культурных текстах. Одним из важных текстообразующих средств культуры являются квазисимволы. Их следует отнести к числу языковых средств, емко выражающих культурную информацию. Квазисимволы являются константами определенного лингвокультурного пространства. «Символы представляют собой один из наиболее устойчивых элементов культурного континуума», - Ю. М. Лотман (2000, 241). Это выражается в том, что культурно-языковые символы отражают доминанты языковой интерпретации тех или иных аспектов действительности. Они закрепляют наблюдения, которые стали житейскими правилами. Важно отметить, что квазисимволы - это номинативные единицы, выделяемые в составе фразеологических единиц. В языке посредством существительных могул объективируются любые культурные представление о явлениях разною порядка. Ср.: квазисимволы путь, радуга, камень, ветер, вода, кровь, ру ка, голова и др. Под квазисимволом понимается (В.Н.Телия, Г.В.Токарев А.М.Мелерович, Э.А.Николаева, И.В.Гузенко) вербализованная ментальная единица, способная концептуализировать многовековой культурологический опыт коллектива и объективировать ею в область языка в виде знака (вербализованного символа, слова-символа) и ею ассоциативного окружения. И.В. Гузенко придерживается следующего оггределения символа как когнитивной категории: «символ - эго абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния». Базовые языковые образы квазисимволов репрезентируют концептуальные гештальты. Это - наиболее продуктивная форма репрезентации представлений. Е.С. Кубрякова дает следующее определение представлениям - ощущения, возникающие у человека при его взаимодействии со средой, приходящие к нему по разным каналам - зрительному, слуховому, тактильному и т.д. Сенсорные механизмы преображают эти материальные стимулы, придавая им символический характер. (Эти преобразованные символические образования и являются представлениями) Представления возникают как мыслительные корреляты чувственно воспринимаемых предметов. Например, гештальты лежат в основе таких квазисимволов, как голова (голова идет кругом, всему голова), нос (всовать совать нос), рука (правая рука, под рукой, из первых рук), нога (крепко стоять на ногах, почва vxodum т-под ног). Вслед за Д. Лакоффом под концептуальными гештальтами понимается целостный образ, совмещающий в себе чувственное и рациональное. Определение того или иного гештальта связано с выявлением базовою 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=