ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3
(Ксенофонт); Самое ...власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть (Б. Шоу). Власть требует от ее обладателя больших умственных и душевных способностей, волевых усилий: Самое тягостное и трудное на свете дело - это достойно царить. Трудно соблюдать меру в могуществе столь безмерном (М. Монтень); Тот, кто правит, должен видеть людей такими, каковы они есть, а вещи такими, какими им надлежит быть (JT. Бональд); Есть только два способа править - рубить людям головы или считать их по головам (Р. Киплинг). Рассмотренная «книжная» афористика обладает в определенной степени наднациональным характером: культурные элиты, постигая мироустройство, опираются на энциклопедические источники знаний, научные исследования и открытия, при этом практически на любом этапе существования общества активно обмениваясь имеющимися знаниями об окружающей действительности. Содержательное родство большинства проанализированных ранее афоризмов представителей элитарной культуры из разных стран и эпох очевидно. Проведенный анализ афоризмов показал, что, несмотря на обладание представителями элитарной культуры знаниями об устройстве институтов власти, акцент в данных речевых произведениях делается не на научные логизированные схемы, не на функциональную и организационную специфику каждой из ветвей власти и ее представителей, а переносится из политической, социальной и правовой сферы в морально-этическую область. Изучение внутреннего содержания, своего рода частного проявления элитарного знания о власти, содержащегося в афоризмах, выявило несовпадение сегментов научной картины мира (терминологических полей) и обыденной картины мира, т. е. различие семантических полей внутри инварианта концепта «ВЛАСТЬ», функционирующего в «книжном» страте культуры. В «элитарных» суждениях о власти с помощью эмоционально маркированных средств актуализируются представления о жизненном предназначении и внутренних душевных, умственных качествах деятелей данной сферы человеческой деятельности: концепт «ВЛАСТЬ» вступает в смысловые связи с такими концептами духовной культуры, как «ПРАВДА» / «ЛОЖЬ», «ДОБРО» / «ЗЛО», «ОПАСНОСТЬ», «БЕДА», «УМ», «СОВЕСТЬ» и т. д. Соответственно, феномен власти в афоризмах выступает прежде всего не как общественно-политическая, экономическая, правовая, а как морально-этическая категория. Литература Иванчук И.А. Афоризм как риторическое средство публичной речи носителей элитарной речевой культуры // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. Культурология: XX век: Словарь. - СПб.: «Университетская книга», 1997. Толстой Н. И. Язык и культура //Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М.: Изд-во «Индрик». 1995. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=