ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3
портит абсолютно (Акгон); Власть отвратительна, как руки брадобрея (О. Мандельштам). Обладание властью деформирует и отравляет внутренний мир человека: Всякая власть открыто и прикрыто заключает в себе яд (Н. Бердяев); Власть быстро портит людей. Ибо любая власть, в принципе, сколь необходима, столь и порочна (Д. Волкогонов); Власть опьяняет лучшие сердца, как вино - лучшие головы (Ч. Колтон); Неограниченная власть развращает своего обладателя (У. Питт); Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего (JI. Толстой); Тот, кто достиг пределов высшей власти, опасен тем, что властолюбье губит сердечность в нем (У. Шекспир). Находясь в руках порочного и слабого человека, она представляет опасность: Одинаково опасно и безумному вручать мечи, и бесчестному власть (Пифагор); Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре (У. Шекспир); Слабость верховной власти - самое страшное из народных бедствий (М. Монтень). Желание обладать властью оценивается как нерациональное, а стремление к ней диктуется инстинктивно на уровне «страсти»: Вожделение власти-самая вопиющая из всех страстей (Тацит); № всех страстей человеческих, после самолюбия, самая сильная, самая свирепая властолюбие (В. Белинский). При этом она лишает 'своего обладателя способности поступать обдуманно и взвешенно: Даже самая незначительная доля власти легко кружит неразвитые головы (Л. Андреев); Стремление к власти порождено страхом (Б. Рассел); Когда к шальным деньгам и власть добавится, сдуреет даже тот, кто слыл за умного (Менандр). Обладание властью недостойным человеком противоречит этическим нормам, духовной природе человечества, поэтому и обречено на крах: Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола (В. Короленко). Заметим, что лексические единицы, включенные в образную картину приведенных афоризмов, сами по себе несут отрицательную коннотацию: порочна, вопиющая, злоупотребления, портит, отвратительна, губит, развращает, бедствие и т. д. При всем этом стремление к власти как форме доминирования над другими является инстинктивным, заложенным природой началом: Где бы я ни обнаруживал живое создание, я находил желание власти (Ф. Ницше); Власть - это такой стол, из-за которого никто добровольно не встанет (Ф. Искандер). Но властью можно распорядиться вполне разумно, однако такой дар дан не каждому. Словно искусство игры на музыкальном инструменте, умение управлять требует не только грамотных знаний, но и своего рода «слуха»: Представительное правление есть инструмент, на котором могут играть только превосходные музыканты, потому что инструмент сложен и капризен (К. Меттерних). В ряде афоризмов власть оценивается как привилегия избранных: Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой (Демокрит); Установление власти над людьми не должно считаться трудным или невозможным предприятием, если браться за него со знанием дела 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=