ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

другие группы населения. Как правило, те, кому принадлежит власть, традиционно относятся к носителям элитарной культуры - правящей элите. Выявление особенностей содержательного инварианта концепта «ВЛАСТЬ» в элитарной культуре может быть произведено путем анализа высказываний, речевых произведений представителей данного страта. В качестве единиц исследования были привлечены афоризмы о власти. При исследовании содержания «элитарных» речевых произведений, посвященных власти, следует учитывать не только наличие в культуре деления на страты, но и существование отмечаемой в словаре «Культурология: XX век» (1997, 554 - 560) оппозиции «политическая элита - культурная элита». Культурные элиты объединены не экономическими, социальными, политическими и собственно властными интересами и целями, а идейными принципами, духовными ценностями, социокультурными нормами и т. п. Связанные в принципе сходными (изоморфными) механизмами селекции, статусного потребления, престижа, элиты политические и культурные тем не менее не совпадают между собой и лишь иногда вступают во временные альянсы, оказывающиеся крайне неустойчивыми и хрупкими. Достаточно вспомнить духовные драмы Сократа, осужденного на смерть своими согражданами, и Платона, разочаровавшегося в сиракузском тиране Дионисии (Старшем), который взялся реализовать на практике платоновскую утопию «Государства», Л. Н- Толстого, стремившегося вопреки своему происхождению и положению выразить «идею народную» средствами своего высокого и уникального искусства слова, европейской образованности, изощренной авторской философии и религии. Составителями словаря «Культурология: XX век» делается предположение, что именно культурные элиты способствуют формированию политических элит (структурно изоморфных элитам культурным) в более узкой сфере социально-политических, государственных и властных отношений как свой частный случай, обособленный и отчужденный от целого элитарной культуры. Показательна судьба А. С. Пушкина, отказывавшегося «служить царю, служить пароду» и тем самым признавшею неизбежность своего творческою одиночества, хотя в своем роде и царственного («Ты царь: живи один»). Противостояние, неприятие друг другом представителя русской культурной элиты и представителя правящей элиты в лице императора достигло своеобразного апогея в строках гражданской лирики поэта. Обозначенная культурологическая оппозиция служит ключом к пониманию содержательной специфики афоризмов. В большом количестве проанализированных афоризмов, созданных преимущественно представителями культурной элиты, власть оценивается негативно. Она может основываться на противоречащих общечеловеческой этике началах: Любая власть порочна. Но чем менее она демократична, тем порочность ее возрастает (Д. Волкогонов); Власть без злоупотребления не имеет очарования (II. Валери); Власть портит людей, а абсолютная власть 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=