ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

так как речь идет о любимой женщине и ее поступок полностью оправдывается. Таким образом, смысл фразеологической единицы зависит не только от структуры высказывания, фразеологического контекста и всей коммуникативно-прагматической ситуации, но и определяется интенциями языковой личности, порождающей конкретное высказывание. На наш взгляд, трактовка языковой личности без учета ее гендерных особенностей, представляется размытой и весьма обобщенной, так как наличие специфических проявлений мужских и женских черт в коммуникативно-прагматической деятельности гендера подтверждается в ходе коммуникативно-прагматического анализа четырехсот фразеологических контекстов авторской картотеки. Литература Добрыднева Е. А. Коммуникативно-прагматическая парадигма русской фразеологии. - Волгоград, 2000. Ермолаева М. В. Процессуальные фразеологизмы социального статуса в коммуникативно-прагматической деятельности гендера. - Челябинск, 2008. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2006. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959. Ф. Ф. Фархутдинова, Р. Н. Канафиев, Иваново Об элитарной сгрятовой составляющей концепта «ВЛАСТЬ» Одной из форм языкового выражения концепта является афоризм. Известно, что афоризмы являются «риторическим средством публичной речи носителей элитарной речевой культуры» (Иванчук И. А., 2000). Принадлежность афоризма к языковым средствам образованной части общества своеобразно подтверждается и высказыванием поэта Г. М. Александрова: «Афоризм — это алгебра мыслей». Афоризмы рождаются не только самостоятельно, целенаправленно, но и в контексте научных, философских, художественных произведений, создаваемых представителями «книжной» или элитарной культуры (в понимании Н. И. Толстого). Можно с уверенностью утверждать, что для каждого из культурных стратов, в том числе и элитарного, характерен не только свой язык, но и особый тип сознания, способ мировосприятия и концептуализации окружающей действительности. Этот тезис довольно четко доказывается на примере такого концепта, как «ВЛАСТЬ». Социокультурная значимость концепта «ВЛАСТЬ» очевидна: само это явление в жизни любого общества служит признаком социальной стратификации. На протяжении всей истории Отечества власть принадлежала одному классу, именуемому правящим, которому подчинялись 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=