ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3
общения невозможны другие виды совместной деятельности индивидов. В познавательном аспекте общение может рассматриваться как деятельность, и, следовательно, как процесс, а также как «выражение отношений» [Добрыднева, Е.А., 2000: 106]. Под прагматической функцией фразеологизма мы понимаем функционирование ФЕ в пределах речевого фразеологического контекста в конкретной коммуникативной ситуации в соответствии с целеустановками говорящего. Прагматическая функция фразеолог изма реализуется в пределах речевого фразеологического контекста при наличии адресата реального или предполагаемого, способного воспринимать, интерпретировать фразеологический контекст, и определенным образом на него реагировать. Совокупность прагматических возможностей функционирования ФЕ в речи определяется в ходе определения фразеологического значения, корреляции дополнительных коннотативных смыслов и семантического содержания фразеологизма, выявление коммуникативных установок и прагматических интенций говорящего проводится с учетом конкретной ситуации общения, взаимоотношений коммуникантов и индивидуальных характеристик говорящего. С.Л. Рубинштейн, определяя речь как «язык в действии», отмечал, что «человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей». Коммуникативно-прагматическая деятельность осуществляется речевыми средствами общения, в их числе и процессуальные фразеологические единицы с семантикой «социальный статус лица», которые являются объектом нашего исследования. Данные фразеологизмы обладают общей семой «социальное, общественное». Ядерным семантическим узлом таких фразеологизмов следует считать представление о социальном статусе человека. «Социальный статус» мы понимаем как общественное положение лица, его взаимоотношения с социальной средой. Анализируемые ФЕ репрезентируют гендерные отношения в русском языке, определяют этические идеалы мужественности и женственности, оценивают их с точки зрения пристойности/непристойности поведения, характеризуют интеллектуальные, нравственные, физические возможности гендера, определяют сферу общественно-политической деятельности мужчин и женщин, их место на социальной ступени общества, выявить ценностные ориентиры мужчин и женщин в современном обществе. Исследование показало, что в речи мужчин активно функционируют процессуальные ФЕ следующих семантических объединений: «трудовая и профессиональная деятельность», «ощущение собственной социальной значимости», «социальный статус лица и его правовые возможности», «состояние личности в разные периоды жизни», «социально-экономическое положение», «превосходства, победы над кем-либо», «ответственности за что-либо перед кем-либо», «y-правление кем-либо или чем-либо». Преобладающая тематика мужского общения - профессиональная деятельность, спорт, политика, увлечения, материальные ценности. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=