ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

Первым общеизвестным российским эмшрантом признан бежавший от преследования Ивана Грозного князь Андрей Курбский. Мотив данного поступка был политическим, а его характер единичным случаем. Далее после раскола русской церкви в XVII веке к политическим мотивам отъезда за рубеж добавились религиозные, эмиграция приобретает групповой характер. Процесс же экономической миграции, столь характерный для стран Центральной и Западной Европы и вызванный излишками трудовых ресурсов и малоземельем, практически не затрагивал Россию до второй половины XIX века. В XIX веке российская эмиграция стала массовой. Первая волна эмиграции являлась политической по своему характеру. Она была вызвана репрессиями царского правительства после восстания декабристов в 1825 году. Эта эмиграция была легальной. Нелегальная политическая эмиграция приняла массовый характер после Польского восстания 1863-1864 гт. Эмигранты «второй волны» выехали из России, спасаясь от преследований, бежали из ссылок, тюрем и т.д. Если уехавшие в первой половине XIX века не рассчитывали на возвращение, то эмиграция второй половины XIX века была куда более «текучей»: уехавшие нередко возвращались на Родину. Социальный состав этой эмиграции преимущественно дворянско-интеллигентский. «Третья волна» российской политической эмиграции возникла в начале 1880-х гг. (после убийства народовольцами императора Александра II) и продолжалась вплоть до революции 1917 года. Социальный состав политической эмиграции «третьей волны» также изменился: после революции 1905 - 1907 гг. в эмиграции оказались рабочие, крестьяне, солдаты. Семьсот матросов бежали в Румынию только с броненосца «Потемкин». В этот период можно говорить о начале так называемой «экономической» эмиграции из России. Аграрное перенаселение толкало крестьян уезжать в поисках лучшей доли на чужбину. Но лишь 1 % крестьян стремился получить иностранное подданство, остальные спустя некоторое время возвращались в Россию. Зато те, кто уезжал за океан, оставались там навсегда. За период 1900 - 1913 тт. в США и Канаде осело до 100 тысяч выходцев из России. Уезжали и по религиозным мотивам. В мае 1898 года Министерство вну гренних дел России дало согласие на переселение секты духоборов в Канаду. В начале XX века из России выехали представители и других сект, недовольные отсутствием свободы совести в стране: штундисты - в Америку, духовные молокане, группа «Новый Израиль» (крестьяне Юга России, относившиеся к секте субботников и переселившиеся в Палестину). Продолжительная работа и полученная в результате ее международная известность способствовали оседанию за границей многих выдающихся деятелей русской культуры (музыканты Н.Н. Черспнин и И.Ф. Стравинский, художники А.Н. Бенуа. Л.С. Бакст, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, балетмейстеры М.М. Фокин. В.Ф. Нижинскнй. балерины А.П. Павлова. Т.П.Карсавина и другие). Первая мировая война не только застала многих из них вне России, но и препятствовала их возвращению. Положение особенно ухудшилось после 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=