ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

характера выступают в качестве образца поведения, отношения к себе и ближнему, отношение к жизни и смерти. Оперирование антропоморфными метафорами свидетельствует о специфике концептуальной картины мира писателя. В последние годы жизни JI. Н. Толстого начинает задумываться о смысле жизни и о смерти, что не могло не найти отражение в его произведениях этого периода. Литература Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры / Под. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Жирмунской. - М., 1990. Токарев Г. В. Современный русский литературный язык. Лексикология: Учеб. Пособие / Г. В. Токарев. - Тула, 2008. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича / Собр. соч. в 12 т. Т. 11. - М., 1984. Я.Н. Лисовская, Джексонвил, США Концепт «Эмиграция» и его историческая обусловленность Специфика языка даёт возможность использовать его как средство изучения ментального содержания мира человека. В русистике последних лет появилось много работ, посвящённых описанию базовых ментальных категорий русской культуры. Объектом рассмотрения стали такие концепты, как «Америка» (О.А. Урусова), «Естественный язык» (Д.Ю. Полиниченко), «Труд» (Л.Л.Мирошниченко), «Дорога» (О.О. Ипполитов), «Тоска» (Е.В. Димитрова) и др. Существует также несколько значительных научных работ, посвящённых изучению языка эмиграции. Это исследование под редакцией Е. А. Земской «Язык русского зарубежья» (2001) и коллективная работа (Н.И. Голубева-Монаткина, С. Е. Никитина, Н. А. Кожевникова, Л.М.Грановская, Е.В.Красильникова) под редакцией Е.В. Красильниковой «Русский язык зарубежья», 2001. Несмотря на наличие достаточного количества лингвистических исследований, посвящённых языку эмигрантов или концептуальным категориям, близким к предметной области «Перемена страны проживания», сам концепт «Эмиграция» в концешосфере русских переселенцев США ещё не выступал в качестве объекта лингвокультурологического исследования. В данной статье мы подходим к рассмотрению концепта «Эмиграция» с позиций лиш вокульторологического направления, продолжая традиции изучения концептов таких учёных, как Н.Д. Арутюнова, А.П.Бабушкин, В.В.Колесов, Ю.С. Степанов, Г. В. Токарев, Ф.Ф.Фархутлинова и других. Мы опираемся на следующее определение концепта: концепт - это ментальная категория, в виде которой культурное знание находится в сознании того или иного общества. В соответствии с указанной научной парадигмой для исследования концепта важны такие его свойства, как структурированность (например, по Ю. С. Степанову этимология, пассивные и активный слои в 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=