ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

Антропоморфные метафоры структурируют концепты Л.Н. Толстого. Наиболее часто Л. Н. Толстой использует их для описание боли. Боль и ес развитие в рассказе осмысляются посредством гештальта «человек», то есть в рамках антропоморфного культурного кода, который продуцирует понимание действительности в форме олицетворения. « И, спасаясь от этого состояния, Иван Ичьич иска 7 утешения, других ширм, и другие ширмы являлись и на короткое время как будто спасали его, но тотчас же опять не столько разрушались, сколько просвечивали, как будто она проникала через все, и ничто не могло заслонить ее» (Толстой, 1984); « И вдруг она (боль ) мелькнула через ширмы, и он увидал ее... Она мелькнула, он еще надеется, что она скроется, но невольно он прислушался к боку, - там сидит все то же, все так же ноет, и он уже не может забыть, и она явственно глядит на него из-за цветов» (Там же). Боль ассоциируется у Толстого с человеком. Причем он наделяет ее такими качествами, как хитрость, лживость, коварность. Она хитрит, прячется, потом снова вьнлядывает, будто ихрает с человеком, зная, что эта игра невыносимо мучает его. А после, пристально смотрит на свою жертву. Боль акцентирует на себе внимание, заставляет следить за каждым своим действием, не давая человеку хоть на мгновение забыть о своих страданиях «И что было хуже всего - это то, что она отвлекала его к себе не затем, чтобы ои дела! что-нибудь, а только для того, чтобы он смотрел ни нее, прямо ей в глаза, смотрел на нее и, ничего не делая, невыразимо мучагся» (Там же). Толстой показывает нам глаза боли, и это неслучайно. Как известно, глаза для Толстого - это внутренний мир человека, значит можно сказать, что Толстой наделяет боль душой, только дута ее мрачная. Боль призвана доставлять человеку мучения, и она твердо стоит на своем, следует своему предназначению. «Он шел в кабинет, ложился и оставайся опять один с нею, с глазу на глаз с нею, а делать с нею нечего. Только смотреть на нее и холодеть» (Толстой, 1984). Боль смотрит прямо в глаза человеку, пытаясь вглядеться в самую душу, чтобы лучше увидеть мучения, будто это доставляет ей удовольствие, приковывает внимание только к себе, не давая возможности отвлечься и забыться. Человек должен видеть свою боль и мучиться под ее влиянием. Боль, как палач, который видеть свою жертву. «Он барахтался в том черном мешке, в который просовывала его невидимая непреодолимая сила. Он бился, как бьется в руках палача приговоренный к смерти. Зная, что он не может спастись » (Толстой, 1984). Л. Н. Толстой наделяет боль невероятными способностями. Она вершит судьбу человека, действует так же, как действует палач во время казни. Он не пожалеет, не помилует. Конечный результат - смерть, и изменить приговор уже невозможно, человеку остается лишь смотреть в глаза своей смерти. Таким образом, боль у Л. Н. Толстого неразрывно связана со смертью Итак, антропоморфные метафоры используется для концептуализации боли. Человек, его психические и физиологические особенности, черты 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=