ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

любовь), может быть кратковременной и долговременной ( первой , вечной и др.). В пределах анимического кода любовь категоризуется в образе огня: любовь угасла. Любовь может пониматься как нечто нематериальное, то, что может в чём-то находить своё выражение: проявление, выражение любви и ДР- Таким образом, синтагматика ключевого слова указывает на то, что любовь в общенародной культуре осмысляется в рамках антропоморфного, акционалыюго, фетишного, анимического, пространственно-временного кодов, наиболее продуктивным из которых оказывается антропоморфный. Характерно, что при объективации своих знаний о любви языковое сознание не обращается к образам биоморфного кода. Данный факт мы объясняем тем, что русская языковая личность понимает любовь как чувство, присущее только человеку. Синтагматика ключевого слова указывает, что любовь осмысляется как ценность, она предполагает отступление от нормы (психической, поведенческой и др.), направленность на конкретный объект. Рассмотрим особенности синтаксического окружения слова любовь в прототипическом значении. Наиболее разработанным оказывается антропоморфный культурный код. Любовь-человек в произведениях Л.Н. Толстого характеризуется следующими чертами. • Для неё свойствен определённый тип доведения. Любовь тревожна. (Дневник, Т. 48-49, 5 ноября, 1873); • Человек может понимать и не понимать любовь. Так мы все понимаем и не можем иначе понимать любовь. («О жизни». Т. 26, 386); жертвовать во имя её: Во имя какой любви жертвовать другою любовью... («О жизни». Т. 26, 386); ...действовать не во имя любви...(«О жизни». Т. 26,388); • Её можно лишить жизни. ... Ничего особенного нет в письме, ноя не спал всю ночь, и мне стало ужасно грустно и тяжело. Я тебя так любил, и ты так напомнила мне все то, чем ты старательно убиваешь мою любовь...(Письмо жене. 15 июня 1883 г.) Любовь деятельна. • Она может передвигаться, совершать целенаправленные действия. ... Но любовь не приходит, не «вяжет его по рукам и ногам» («Казаки»); Помогай вам Бог делать общее наше дело - дело любви. (Письмо B .I. Черткову, 18 января 1886 г.); • Она соединяет людей. ...Церковь, как собрание верующих, соединённых любовью и потому имеющих истинное знание, сделалась основой моей веры. Я говорил себе, что божеская истина не может быть доступна одному человеку, она открывается только всей совокупности люОей, соединённых любовью. («Исповедь». Т. 23, 49): Любовь к людям дает 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=