ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

Пушкинские картины природы в романс никогда не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето - «мелькает», ноябрь - «приближается», снег - «мелькает, вьется», дни - «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы, прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передаётся вечное движение, наполняющее жизнь природы. Интересно, что внешне объективная картина наступления осени логически завершается явно субъективным выводом: ...приближалась Довольно скучная нора; Стоял ноябрь уж у двора. Прилагательное определяет не состояние природы, а восприятие её человеком. Главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления, посвящённые описанию природы. Даны все четыре времени года, но вовсе различны, представлены в разном объёме. Пушкин не любил лето, поэтому данному сезону посвящены всею четыре строчки, являющиеся меткой иронической характеристикой: «карикатура южных зим». Любимому пушкинскому времени года - осени - посвящено также одно лирическое отступление, которое, в отличие от жизнеутверждающих стихотворений Пушкина, рисует гнетущую картину поздней осени - «довольно скучная пора», что подчёркивается рядом деталей о состоянии природы: «Реже солнышко блистало, / Короче становился день». В единственном описании весны встречаются эпитеты, характерные для поэм и стихотворений Пушкина: «мутные ручьи», «пчела, летящая за данью полевой». Поэт признается, что ему «грустно» явление весны. Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег». В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брет а с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою. Безусловно, особое место в «Евгении Онегине» занимают описания деревенской русской природы. Описывая весну, рисуя зимние и осенние пейзажи, Пушкин вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, всё у него просто, обыденно и в то же время прекрасно. До Александра Сергеевича Пушкина поэты изображали природу в классических и романтических произведениях, искали красоту, поэтичность только в грандиозных, необычных для русского человека карпшах высоких гор, пропастей, водопадов, бурно текущих рек, морей. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=