ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3
быстротечности человеческой жизни, тайнах смерти, тщетности постигнуть вечность. Однако обратим внимание на характерно пушкинскую особенность пейзажа: «романтическое» описание могилы молодого почта завершается неожиданно прозаическим портретом - не идиллических пастуха и пастушки, а старого крестьянина: Один, под ним, седой и хилый, Пастух по-прежнему поёт И обувь бедную плетёт. Стилистический «сбой» в описании - знак смены художественной оптики: «туманна даль» романтического пейзажа уступают место реалистической картине будничной сельской жизни. «Романтические розы», воспеваемые Ленским, сменяются подчеркнуто прозаическими крестьянскими дровнями («Зима!.. Крестьянин, торжествуя/На дровнях обновляет путь...»), неуклюжим гусем, повалившимся на лёд, и «волчихою голодной», отправляющейся на охоту. Абстрактно-условные элегические «стада» и «поля» у Пушкина описаны буднично: На нивах шум работ умолк... На утренней заре пастух Не гонит уж коров из хлева... Простота пейзажа специально оговаривается автором и сознательно противопоставляется привычной для современников Пушкина утончённости картин природы: Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Всё это низкая природа... Собственно пейзажная картина строится в романе как широкая панорама, открывающийся вдаль вид: предметом изображения обычно бывает лес («Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась»), речка («Блистает речка, льдом одета»), небо («Уж небо осенью дышало»), поле («И вот уже трещат морозы/И серебрятся средь полей»). При этом Пушкин отказывается от уточнений и подробностей, он не bi гядывается в детали - его пейзаж простирается до линии горизонта, одна панорама сменяется другой. Каждый новый объект, попадающий в поле зрения наблюдателя, - это новая перспектива и новое пространство, открывающееся взгляду читателя. Избегая (за редким исключением) крупных планов, Пушкин добивается эффекта раваомасштабности' с рекой может быть соизмерим лес или поле, но не отдельный листочек или травинка. Цветовая гамма пушкинской картины - точные цвета: «всё бело кругом», «синея блещут небеса», «зелёный луг». Предпочитая интенсивные цвета полутонам и оттенкам, Пушкин добивается эффекта ясного, контрастного изображения. Интенсивность освещения повышается за счёг «отражённого» свет: солнечные блики многократно отражаются в зеркале «блистающей речки» и только что выпавшег о снега - «зимы блистательною ковра». 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=