ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

Трубецкой, Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Русская мысль / Пол ред. П. Струве. - № 2. Прага - Берлин, 1923. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза [Электронный ресурс] / М. Элиаде // Шаманская страничка. - http://shaman.aha.ru - 07.04.09. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. - М., 1986 - 1987. Е.Н. Наумова, Тула Особенности изображения пейзажа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» В примечаниях к роману «Евгений Онегин» А.С.Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Сам ход времени восстанавливается в памяти очень легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой - после дуэли с Ленским - покидает своё имение, весной Татьяна посещает дом Онегина. Смена времён года определяет хронометраж действия в романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и временные координаты действия. Пушкину важно показать, что автор его романа - это творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия и определяющий соотношение сюжетных линий. Например, забегая вперед, он повествует о развитии судеб своих героев. Так, сразу же после описания дуэли, состоявшейся зимой, рассказывается о памятнике на могиле Ленского, который летом увидела «горожанка молодая». Затем, вновь опережая события, автор сообщает о том, что Онегина в деревне «теперь уж нет», а «памятник унылый забыт». События шести из восьми глав романа разворачиваются в деревне, и место действия - усадьба поместного дворянина - оказывается естественным образом вписано в пейзаж. Обращает на себя внимание редкостное постоянство пейзажных атрибутов, составляющих художественное пространство. В начальных главах романа все эти атрибуты пейзажа складываются в условно-романтическую декорацию, по набору реалий и стилистике напоминающую сельские виды из элегий Жуковского: те же луга и рощи, те же мирно гуляющие по ним стада, то же тихое журчание ручья. Стилизация пейзажного рисунка под романтический «сельский вид» особенно заметна в описании могилы Ленского - именно этот герой романа представлен в ореоле романтических мечтаний и «элегических затей». Все составляющие «сельского кладбища» тщательно выписаны: склонившиеся кроны деревьев, журчаший ручей, «камень гробовой», «таинственный венок» - и обязательно пастух и пастушка. Как и в романтических элегиях, пейзаж не исчерпывается лишь зрительным рядом, видом на местность; он пронизан размышлениями о 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=