ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

птица уносит в иной мир («Золотая юра», № 243). Ска 1 ки, в которых фигурируют два животных образа, запечатлели процесс замещения старого представления новым. Мифологическое сознание славян не могло резко сменить одно представление другим, поэтому возникали сдвоенные образы: мертвое животное и птица, поэтому на данной ступени ее развития в сказке сохраняется оба представления. В некоторых регионах, где проживали славяне, до крешения Руси было распространено водное погребение, а также соединение водного погребения с кремацией - сожжение в лодке, пущенной по реке. Образ сказочной огненной реки берет свое начало, скорее всего, как раз из этого ритуала. Если умершего сплавляли по реке, значит он, возможно, должен был попасть в подводное царство мертвых («Скорый гонец», № 259). К совершенно другому представлению относятся сказки, в коюрых юрой отправляется в путь в тридесятое царство на корабле (Летучий корабль», № 144). Эти образы изначально восходят к отмеченному выше ритуальному культу славян, которые хоронили умерших в лодках. Однако, со временем, когда данный ритуал стал изживать себя, сказители стали не понимать исконные основы путешествия героя по реке в тридесятое царство. Этот элемент стал заменяться воздушным путешествием на корабле. Достаточно большое влияние на русскую народную сказку оказало принятие христианства. В первую очередь в сказку вошла христианская лексика: герои начали креститься перед тем, как войти в лес; куколка, оставленная матерью Василисе Прекрасной, называется благословлением, а не оберегом; в сказке «Морозко» (№ 95) героиня говорит: «знать, бог тебя принес по мою душу грешную». Подобные примеры отмечают изменения не в сюжетной структуре сказки, а изменяют понимание некоторых ее элементов. Так же легко христианизируются в сказке и человеческие типы; в особенности просто и естественно сказочный «дурак» превращается в «блаженного» или юродивого. Это превращение облегчается самим сходством между этими понятиями. Общая черта того и другого - вещее безумие, отсутствие человеческого «здравого рассудка» и в то же время обладание иною чудесною мудростью. Путем религиозного истолкования обычных речей и поступков Ивана дурака возникает новое понимание исконных основ этого сказочного образа. Затрата всего состояния на кошку и собаку приводит его к счастью. Обычная черта сказочного дурака - презрение к деньгам («Мудрая жена», № 216). В сказке «Три копеечки» (217 - 218), работник отказывается брать с хозяина более трех копеек вознаграждения за три года службы. Получив условленную мзду, он бросает деньги в реку: «Если я служил верой и правдой, то моя копейка не утонет». На третий год «глядь все три копейки поверх воды». Одну копеечку отдал работник купцу - в церкви свечку ставить; тот ее на полу обронил, и «вдруг от той копеечки огонь возгорел». На вторую копеечку другой 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=