ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

центром могут стать любые перекрёстки (врага в Хаос). (Русское языческое мироздание: пространство смыслов, 2008, 72). Окружающий мир противопоставлялся селению. Границей, разделяющей мир человека и иномирных существ, являлись лес и река (море). Лес - это первая по!раничная зона, в которую попадает герой сказки, и пройти сквозь него он может только после посещения избушки Бабы Яги. Это своеобразный сторожевой пост, через проходят только души умерших. В сказке герой должен показать Бабе Яге свою сопричастность с миром мертвых, разделив с ней трапезу. Лес для славян являлся местом обитания нечистой силы. «В первобытную эпоху лес не только дарил славянам возможность выжить, добыть пропитание, но и наделял их особыми представлениями о своем происхождении. Охотничьи роды и племена верили в то, что их отдаленными предками были дикие животные. Таких животных считали великими божествами и поклонялись их тотемам. У каждого племени был свой тотем» («Религии древних славян» // http://schools.kd - 30.06.09.). Описание избушки ьабы Яги донесло до нас многие древние представления: «Забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо верей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами» («Василиса Прекрасная», № 104). Наличие черепов на заборе избушки - отголосок древнего ритуала жертвоприношения богу Велесу и Роду, где шест олицетворяет Мировое дерево, а голова - утвержденное младшими богами небо, созданное из головы первобога (Прозоров Л. Язычники крещеной Руси. Повести Черных лет, 2006, 54). Если лес. река, озеро - это своеобразная граница между миром живых и мертвых, то мост - это то, что соединяет эти миры и дает часто единственную возможность проникновения существ в мир людей. Водная преграда непреодолима для них: «Если б через него да был перекинут высокий мост — я бы <3мей> перешел на ту сторону и женился на тебе» («Царь-медведь», № 201, аналогично: «Звериное молоко», JVo204). Достижение тридесятого царства достаточно разнообразно. Герой не всегда самостоятельно достигает своей цели, встречается также путешествие героя в образе животного («Буря-богатырь Иван Коровий сын», № 136), на животном (олень, волк, орел и др.) («Морской царь и Василиса Премудрая», № 224). Древние славяне верили, что после смерти человек обретает новый облик - животный. Выбор конкретного животного сказочником зависит от природных условий его жизни, а так же вскрывает охотничье, промысловое, происхождение этого образа. Последний пример говорит нам о произошедшей смене представлений у славян. Умерший уже не превращается в животное, он совершает свой путь с загробный мир в человеческом облике. Промежуточное положение между этими видами представлении о достижении мира мертвых считается зашивание героя в тело убитого животного, которое 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=