ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

военному искусству и признания членом племени после успешного окончания процесса посвящения. В сказке обряд посвящения завуалировано может передаваться различными способами: мальчика отдаю, для обучения колдуну, за обещанными детьми приходит медведь, герой отправляется в тридесятое царство по указанию кого-либо. В сказке представлено два направления движения героя: тридесятое царство и иной мир. Тридесятое царство чаще всего расположено в горизонтальной плоскости, а иной в вертикальной. Некоторые ученые (в частности, Б.А. Рыбаков) рассматривают путешествие героя в тридесятое царство как повествование о путешествии славян в другие страны, а иной мир как мир мертвых. Но полностью с этим согласиться нельзя: отправляется в тридесятое царство славянский герой для того, чтобы достать молодильные яблоки, живую воду. Но эти мотивы сказки настойчиво повторяются в фольклоре и других народов: мертвая и живая вода (японские сказки, в которых эту функцию выполняет рисовое соке Седзе; Калевала, где мать оживляет своего сына Лемминепкайнена аналогичным по функции медом), молодилытьте яблоки (Старшая Эдда, в который в «Перебранке Локи» упоминается богиня Идун, обладающая омолаживающими яблоками), что в какой-то степени опровергает это предположение. Данное предположетгие остается верным, если допустить, что уже имевшиеся тексты сказок были лишь обогащены впечатлениями от походов, а не являлись их результатом. Вероятнее всего двойственность направления движения героя связана с особенностями верований славян, которые имели трехчастную модель мира: одновременно горизонтальное и вертикальное. Их одновременное существование было возможно, потому что каждое направление изначально имело индивидуальные черты и функции (Навь - Тридесятое царство - Явь: Мир Нижний (Кощь) Мир Вышний и Мир Горний (Ирий)). Учитывая северорусские указания на то, что Мировое древо растёт корнями вверх (это же представление известно и у других народов Европы), становится ясным, почему Верхний и Нижний мир близки как в описании, так и функциях: Мировое древо - Вселенная, которая как бы замыкается на саму себя, воплощая древнейшую идею: «то, чго вверху, как то, что внизу». Первое с чего начинается путешествие героя - это выбор направления пуги, герой часто стоит на распутье дорог [см., например, «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», № 171]. Понятие дороги в славянской мифологии может иметь несколько направлений: с одной стороны, эго общеиндоевропейский образ проживаемой человеком жизни, играющий особо важную роль в переходной обрядности. Одновременно образ дороги тесно связан с представлением о центре как о начале всего, в том числе и пути. Можно сказать, что без нее нет центра и наоборот. Таким символическим 41

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=