ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

Ю.В. Александрова, Тула Языческое и христианское в русской народной сказке Фольклор любого народа сохранил в себе в измененном, но, тем не менее, читаемом виде большое количество сведений о культуре, общественном строе, традициях и исторических событиях. Поскольку фольклорные тексты изначально имели лишь устную фиксацию, поэтому являлись достаточно пластичными явлениями культуры, которые впитали в себя малейшие изменения в быте людей. Развитие фольклора началось тогда, когда человек противопоставил себя природе, выделил себя из окружающего мира и задался вопросом: «Почему? Отчего?». Пытаясь объяснить себе причины возникновения природных явлений, он одухотворял их. Одухотворенность этих явлений в последствие и легла в основу нантеона богов. Страх и непонимание явлений природы привели человека к необходимости вести диалог с ней в виде ритуальных обрядов различного характера. Каждое же обрядовое действие опиралось на мифы и легенды, созданные для объяснения причин возникновения тех или иных явлений природы. Постепенное усложнение первобытной мифологии привело к возникновению разнообразных форм фольклора, которые мы и имеем на сегодняшний день. Ранее XVII века нет зафиксированных свидетельств употребления слова сказка. До этого времени в письменных источниках отмечено использование баснь, у которого в церковнославянском языке было значение ‘басня, заклинание’. Это слово родственно слову баять (Фасмер. Т. 3, 630). Церковнославянский баю, баяти - ‘рассказывать, заговаривать’, лечить; в болгарском баю - ‘колдую’; сербохорватском 6ajnmu - ‘колдовать’, словенское слово bdjati - ‘болтать, говорить, заклинать’ (Фасмер. Т. 2, 131, 140). Из приведенной этимологии можно заключить следующее: кроме явной связи сказка со словом рассказывать, сказочный текст имеет непосредственное отношение к ритуальной, колдовской практике. И датировка (XVII век), когда в речи вместо слова баснь стало использоваться сказка, объясняется тем, что к тому времени в народной памяти произошло забвение исконного смысла сказочного текста, он стал восприниматься как то, что рассказывают, и не более того, глубинных мифологических основ здесь уже не виделось. Несмотря на это, их возможно реконструировать. Сказка - это по своей сути языческое произведение, впитавшее в себя многие особенности быта и культуры древних славян. В первую очередь, самым явным проявлением языческих корней сказки является ее несомненная связь с ритуальной практикой обрядов посвящения. Путь героя сказки в тридесятое царство донес до пас обломки некогда существовавшего обряда инициации, который был необходим для обучения неофита обрядности племени, мифологии, 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=