ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

Приведенные ассоциач ивные по;ш спроячся, как представляв! си, но фреймовому принципу. Фреймы «являются единицами, ор 1 анизованными «вокруг» некоторого концепта. В противоположность простому набору ассоциаций эти единицы содержат основную, типичную и потенциально возможную информацию, коюрая ассоциирована с тем или иным концептом. Кроме того, не исключено, что фреймы имеют более или менее конвенциональную природу и потому могут определять и описывать, что в данном обществе является «характерным» или «типичным» (Дейк, 1989, 16) Обращает на себя внимание то, что в каждом из приведенных ассоциативных полей безусловно доминантное положение занимает ассоциация язык , являющаяся определяющей для идентификации соответствующего фрагмента концептуального пространства. Отметим также значимость «лингвистической составляющей» в совокупном концептуальном пространстве «славянский мир»: речь, слови, акцепт, говор, словарь, алфавит, азбука, букварь, глагол, мат. Интересно, что если в ассоциативных полях украинский, болгарский значительное место занимает конкретно-предметная лексика (в ассоциативном поле болгарский она доминирует), то при разработке концепта «русский» в РАС ведущее место занимают аксиолог ические характеристики, национально-культурные стереотипы и символы (dvr, характер, вера, образ мыслей, уважение, красивый, друг, лень, прел, красная рубаха). Отметим, что традиционные составляющие поля «русский» особенно выразительно представлены в обратном словаре. Слова русский, русская, русские, Русь являются реакцией на следующие стимулы: держава, отчизна, патриотизм, старина, икона, тройка, деревня, природа, фольклор, пейзаж, красавица, богатырь, великан, воин, песня, бачет, сарафан, береза, баня, сани, печь. Значительной частью концептуального пространства «славянский мир» являются обобщенные представления о традициях, обычаях, элементах национальной одежды и облике славянина ( пляски, хор, песня, романс, баян, марш, гопак кадриль, полька, хоровод: сарафан, шаровары, кепка, рубаха, рушник, коса, чуб). «...Релевантными в качестве собственных этнокультурных особенностей признаются прежде всего социально-бытовые и культурные реалии, отсутствующие в других культурах» (Жданова, 2006, 116). Существенными координатами в ассоциативном пространстве «славянский мир», естественно, являются координаты географические, определяющие и положение славянских стран, и географические объекты, являющиеся национальными символами; эти координаты представлены и словами, указывающими на природные особенности: Москва (русский), тайга, поле, равнина, возвышенность, зима, метелица (русская), Великий Новгород. Новгород (Русь), курорт (болгарский), Минск (Беларусь), болото (Белоруссия), Крым (украинский), Одесса (хохол), Днепр, чернозем (Украина, украинский), степь (украинская), Прага (чех, чехи). 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=