ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

выступает здесь в особом лексико-синтаксическом контексте - в составе «связанной» синтаксической конструкции. В общем виде данная конструкция может быть описана так: « < ...> уже (X) (N) (Y) <...>». В позиции X в -угой конструкции выступает темпоралыюсть происходящего события, эксплицируемая следующими лексическими маркерами: в детском (раннем и т.д.) возрасте, в детские годы (возможно конкретное указание возраста) и т.д. В позиции Y чаще всего выступают предикаты с общим семантическим ядром «быть одаренным» (наиболее характерны глаголы выделяться и отличаться). В позиции N в данной конструкции представлены как имена собственные, так и личные местоимения. В биографических текстах лексический конкретизатор уже подчеркивает, что отличие от окружающих (касающееся характера, внешнего вида, духовного развития) проявляется задолго до становления личности, в раннем возрасте. Например, двухлетний Лев Гумилев «уже тогда» задал своей матери вопрос научного характера, который касался того, умеет ли слон говорить (Демин В.Н., 2008, 22). Приведем примеры из других биографий. Уже тогда, в детском возрасте, он отличался смелым и решительным характером, выступа 7 заводилой среди сверстников, верховодил ими (Буганов В.И., 1984, 7). Физически крепкий, рослый, Володя уже в детские годы выделялся среди своих сверстников и был заводилой в играх и развлечениях. Но более всего он выделялся своим духовным развитием (Михайлов А.А., 1988, 22). Уже в детском возрасте Тургенев свободно говорил на трех европейских языках и читал классиков немецкой, английской и французской литературы в оригиначе (Лебедев Ю.В., 1490, 30). И ценой величайшего напряжения Людвиг достиг того, чего от него добивались. К восьми годам он уже был пианистом (Кремнев Б.Г., 1961, 18). Однако уже на школьной скамье Спиноза проявил самобытность ума и самостоятельность мысли. Он оказался непокорным учеником: не мог он слепо подчиняться авторитету (Беленький М.С., 1964, 53). Уже в пятнадцатилетием возрасте будущий автор «Андрея Шенье» проявляет исключительный интерес к литературной биографии (вскоре он заметит в своем лицейском дневнике: «поутру читал жизнь Вольтера») (Гроссман Л.П., J958, 84). Кроме «языковой константы» «Уже тогда» «семантическая константа» «Предназначение» репрезентируется е помощью конструкции с многократно повторяющимся союзом когда. Союз когда в биографическом тексте может выражать отношения сопоставительные, условные, уступительные или причинные, т. е. выступает в качестве семантического эквивалента союзов в то время как, между тем как, тогда как, хотя. См. в биографии В.М. Гаршина: «Он родился на рассвете, в тот ранний час, когда тает мгла зимней ночи, когда черные туманные очертания хат и сараев медленно выплывают из темноты, когда гаснет и растворяется « мутной голубизне искристый блеск снега« (Порудоминский В.П., 1962, 13). 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=