ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

п о д в е р г а в I ся осуждению: «Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом (решен и проклят людьми; ... пусть отлучат от церкви... и пусть же склюют их вороны и сожрут орлы!» (Домосфой, 1985, 89). Отдельные положения «Домостроя» о роли семьи и взаимоот ношениях между ее членами кажутся современному читателю неактуальными и противоречащими современным представлениям. В то же время в произведении объеюивированы культурные установки и стереотипы осмысления семьи, отражающие общечеловеческие вечные нравственные ценности. Таким образом, с помощью документа осуществляется передача от поколения к поколению культурных традиций, системы ценностей, нравст­ венных норм, накопление интеллектуальных ресурсов, культурного потенциала в обществе. Литература Документоведение: учебное пособие / II.С. Ларьков. - М., 2006. Домострой // Памятники литературы Древней Руси: середина XVI в. - М., 1985. Отечественная история: энциклопедия: в 5 т. / редкол.: В. Л. Янин и др. - М., 1994. Ю.Ю. Леонова, Тула Деловая письменность XVII в. как источник изучения языка эпохи (на примере челобитных) Памятники деловой письменности XVII в. представляют большой интерес с точки зрения отраженияв них языка данной эпохи. Изучение русского языка XVII в., когда особенно активизируется процесс преобразования языка великорусской народности в язык национальный, актуально, поскольку именно в эту пору складывается та живая стихия национальной речи, которая сыграла определяющую роль в становлении русского национальноголитературного языка. Сейчас общепризнанным является положение о том, что раскрытие процесса формирования национального русского языка и его литературной формы нужно начинать именно со второй половины XVI-XVII вв. (Виноградов, 1978, 151; Ларин, 1961, 25; Аванесов, 1976, 16-17 и др.). Одна из задач в этом направлении - анализ письменных памятников этого периода в целях выделения и описания элементов структуры складывающейся в XVII в. общенациональной устно­ разговорной речи, особенностей территориальных и социальных диалектов эпохи, и их взаимосвязи, взаимоотношений с разными видами письменной речи: языком литературы, деловой письменностью, частной перепиской. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=