ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.3

самостоятельность, достигнутая благодаря трудолюбию: «не беспокоится о доме муж ее», «у мужа денег не просит» (там же). Смысл религиозного воспитания, по «Домострою», заключается в следующем: Богу надо угождать, Бога надо бояться: «научен был страху Божию», «женам... крепко и неустанно молиться со страхом и трепетом и со вздохами, слезами...» (Домострой, 1985, 83). В «Домострое» страх является элементом воспитания детей. Спасать страхом; осудив, побить; наказать; поправить на чих [дочерей] свою строгость; увеличивать ему [сыну] раны; не улыбаться ему [ребенку], играя - этот синонимический ряд манифестирует кредо воспитания. Суровое отношение к дегям соответствует культурной установке воспитай дитя в строгости. Последствия ее невыполнения объективируются сравнением будто занозы вгонишь в душу свою : «Воспитай дитя в запретах ...в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя и в будущем будто занозы вгонишь в душу свою» (Домострой, 1985, 87-89). Прут является не только средством воспитания, но и его символом: «И не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет...» (Домострой, 1985, 87). Эффективность такого способа воспитания подтверждают выводы: «Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей» (там же: 85), «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение...» (там же: 87), «...сокруши ему [ребенку] ребра..., и тогда, возмужав, не ... станет тебе досадой, и болезнью души...» (там же: 89). Детей надо обеспечивать, любить и беречь, обучать рукоделию и ремеслу, с самого рождения копить приданое для дочерей. Приданое для девушки было обязательной составляющей для вступления в брак. Народная мудрость красноречива по этому поводу: дочку в колыбельку - приданое в коробейку. Значимость этого элемента была столь велика, что это послужило основанием для образования существительного бесприданница, имеющего отрицательные коннотации (драма АН . Островского); бесприданница - безответница, - утверждает пословица. Итак, в выборе супруга(и) традиционно значимую роль играла материальная составляющая. С другой стороны, паремия не приданое берешь, а жену свидетельствует о первостепенности взаимоотношений между супругами. Таким образом, раскрывается амбивалентность русского сознания, подметившего зависимость благополучия семейной жизни от качества материальной базы и в то же время отдающего приоритет взаимопониманию, поддержке, любви. Институт брака в XVI веке был иным. Определяющей в выборе супруга (супруги) была роль родителей: «...добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих, ...дочерей ...выдадут замуж» (Домострой, 1985. 87). «...законным браком сочетал тебя от добрых родителей благодарную дочь...» (там же: 161). Дети должны уважать родителей и заботиться о них. Одна из Десяти заповедей гласит: «Почитай отца и мать» (Исход, 24, 14-26; Исход, 20, 1-17; Второзаконие, 5, 1-18). В «Домострое» несоответствие библейской установке 10

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=