ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2
путеводитель, где время и пространство четко определено, время линейное, непрерывное, а в тексте «Хожения игумена Даниила» описание пространства отрывисто, из него автор как бы «вырывает» реалии, интересные для него, и их описывает. Экфразис, направленный на изображение ландшафта в тексте «Хожения за три моря», имеет ряд отличий от предыдущих. Во-первых, это лексика, направленная на раскрытие сторон явлений, интересующих автора, то есть прежде всего та, которая характеризует военную оснащенность государства, и особенности государственного устройства. Во-вторых, это сам принцип построения описаний: это не вычленение отдельного предмета, а «цепочка» предметов и их описаний, раскрывающих какое-либо явление. Таким образом, можно сделать вывод о различии «схем» описания ландшафта в хожениях, то есть о различии построения экфразиса. Главным образом это отличие определяется целями путешествий, особенностями мировоззрения авторов. Если сравнивать «схемы» экфразисов, то здесь главное отличие состоит в средствах обрамления описываемого предмета и в характере художественного пространства, создаваемого экфрастичными зарисовками (в хожении XII века пространство точечное, в XV веке - линейное). «Хожения как очерковый жанр древнерусской литературы несли в себе политические, нравственные и художественные идеи своего времени, в основе которых лежало типично средневековое мировоззрение, поэтому в зависимости от эпохи, история жанра хожений свидетельствует о том, как с развитием общественных интересов русского феодального общества расширялись его потребности в познании жизни других народов и стран: от христианского Востока, его культовой практики и искусства (ХП—ХШ вв.) — к его светской общественно-политической и государственной жизни (XIV в.), затем география расширяется — Афон, страны Западной Европы (XV в.).» Во второй половине XV века начинается планомерное и последовательное описание экономики, культуры и быта стран мусульманского Востока, Египта, Малой, Передней и Юго-Западной Азии. Литература Кириллин В.М. «Хождение игумена Даниила» М.: Литература 2003. Кусков А.В. «Хрестоматия по древнерусской литературе» М.: Просвещение. 1994 Прокофьев Н. И «Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв.» М.: Советская Россия. 1984 Робинсон А. Н.«Литература Киевской Руси среди европейских средневековых литератур: (типология, оригинальность, метод)». Славянские литературы. М., 1998. Шатин Ю.В «Критика и семиотика» №7. - Новосибирск, 2004. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=