ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

- описание предмета со ссылкой на историю его появления или ссылкой на его историческое значение в тексте данного хожения- смешивается с стилистическим приемом «нанизывания» (описывается более объемный предмет, затем цепь предметов со все уменьшающимся объемом);последовательность описаний основывается на пространственном принципе построения описаний в древнерусских хожениях (описание памятников соотносится с описанием топонимики местности); внедрение в описание эмоциональных откликов автора). («В мЪстЪ бо том нигдЪ же лЪсть рЪки, ни потока, ни кладязя, но токмо един кладязь святаго Саввы; есть бо место то ’безводно в горах каменных и есть пустыни та вся суха и безводна, но токмо дождевою водою живи суть сущии отцы в пустыни той. И ту есть близь лавры- мЪсто на полудне лиць от лавры, имя мЪсту тому Рува, и есть близь моря Содомьскаго. И суть горы высоки каменыя и пещеры многы ту суть в горах тТ)х; и ту суть жили святи отцы в горахтЪх, в пустыни той страшнЪй безводнЪй Святыа. И есть же на самом версТэ горы тоя мТ>со высоко ко встоку лиць къ зимнему, аки горка камена, мала, островерха; и на том мЪстТ) преобразился есть Христос бог нашь; и ту есть церкви добра создана на мТэстТ) том во имя Преображениа, а другаа - во имя святых пророк Моисия и Илии, поодаль того мТэста есть создана церкви на сТжер лиць от Преображения»). Для создания экфрастических описаний данного текста также характерны точные исчисления качественных и временных характеристик («..едва бо на ню възлЪзохом отъ 3-го часа до 9-го часа..»; «Вглубле же есть 4 сажень»). Это вносит точность и объективность в восприятие картин, построенных на стилистической фигуре экфразиса. Также определенный колорит в экфрастическое описание вносит личное отношение автора, реализующееся в тексте за счет эпитетов и сравнений. Экфразис, направленный на изображение ландшафта в тексте «Хожения на Флорентийский собор», имеет ряд отличий от того же типа описательных зарисовок в тексте «Хожения игумена Даниила»: Во-первых* это взгляд на сами природные реалии: если Даниила интересует прежде всего историческое значение и святость определенных мест, то суздалец обращает внимание в первую очередь на то, каким образом ландшафт связан с экономикой и особенностями населения. Это свидетельствует о том, что поменялся и взгляд путешественника на те или иные реалии, а, следовательно, поменялась и цель самих хожений (ХП век - «узреть» святые места, XV век - узнать другие страны, города и их культурные особенности). Во-вторых, экфразис в данном тексте имеет несколько иную структуру, отличную от экфразисов в «Хожении игумена Даниила»: дается название объекта, затем указывается либо расстояние от другого географического объекта, либо его природное окружение; после обычно следует указание либо на особенности местного населения, либо на какой-нибудь земельный ресурс, являющийся основой экономики, либо на технические инновации. Данное хожение — это первые древнерусские путевые очерки о Западной Европе. «Хожение на флорентийский собор» представляет собой некий 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=