ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

Часто у Толстого высказывание, обладающее объективной реальной модальность с формальной точки зрения, приобретает оттенок долженствования благодаря идейному пласту повествования. Например: «Искусство будущего - то, которое действительно будет, - не будет продолжением теперешнего искусства, а возникнет на совершенно других, новых основах...»; «Искусством будут считаться только те произведения, которые будут передавать чувства, влекущие людей к братскому единению...»; «Деятельность художествования будет тогда доступна для всех людей» («Что такое искусство?»). Употребление глагольных форм в будущем времени в данном контексте синонимично употреблению «должно + инфинитив». Таким образом, «будет» = «должно/обязано быть»; «возникнет» = «должно возникнуть»; «будет считаться» = «должно считаться». «Надо надеяться, что та работа, попытку которой я сделал об искусстве, будет сделана и о науке...» («Что такое искусство?»). Если рассматривать предикативное наречие «надо» в качестве условной доминанты семантического поля, выражающего значение долженствования в текстах J1. Н. Толстого, необходимо отметить, что формальное (количественное) употребление данного слова в трактате весьма невелико в сравнении с «Исповедью». Можно отметить не менее 23 контекстов из «Исповеди», в которых употреблено предикативное наречие «надо». Приведем наиболее яркие из них: «Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное»; «Я писал, поучая тому, что для меня было единой истиной, что надо жить так, чтобы самому с семьёй было как можно лучше». Таким образом, очевидно, что во всех примерах (примечательно, что данные контексты соотносятся с первой логической частью произведения) «надо» имеет явно негативную окраску, то есть противоречит позиции автора (в данных контекстах «надо» = «не надо»). Далее: «Прежде чем заняться самарским имением, воспитанием сына, писанием книги, надо знать, зачем я это буду делать»; Для того чтобы постигнуть истину, надо не разделяться; а для того чтобы не разделяться, надо любить и примиряться с тем, с чем не согласен». В данных контекстах «надо» употреблено в прямом значении и соотносится со словом «должно». Часто категория модальности в текстах Л.Н. Толстого выражается с помощью лексических средств. Например: «А между тем истинно новыми чувствами в наше время могут быть только чувства религиозные...». В данном случае оттенок уверенности усиливается частицей «только». В трактате «Что такое искусство?» читаем: «...извращенное искусство может быть непонятно людям, но хорошее искусство всегда понятно всем». В данном контексте категория модальности выражена с помощью определённых лексических и синтаксических средств, хотя формально предложение модально нейтрально (отсутствует ирреальность и модальные слова). Модальный оттенок долженствования данному предложению придаёт опущенный, но восстанавливающийся из синтаксической конструкции предложения элемент: «...извращенное искусство может быть 93

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=