ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2
Попова Е.А. Третьеличный нарратив русской литературы и косвенная речь как средство его структурно-смысловой организации: Монография. - Липецк, 2005. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. - СПб., 1998. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. - Ростов-на-Дону, 2005. Е. В. Матвеева, Тула Языковые средства выражения дидактических интенций в философских произведениях Л.Н. Толстого Стиль Л. Н. Толстого, безусловно, представляет собой ярчайший феномен мировой литературы. Толстой всегда безапелляционен, и это оправдано, ведь он несёт истину в своих произведениях. Отсюда его дидактизм, морализация, настойчивые повторы. Категория модальности является одним из способов выражения дидактизма Л. Н. Толстого, на наш взгляд. Модальность - функционально семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Модальность является языковой универсалией, она принадлежит к числу основных категорий языка: «...в языках европейской системы она охватывает всю ткань речи» (В. В. Виноградов). Категорию модальности большинство исследователей дифференцируют. Один из аспектов дифференциации - противопоставление объективной и субъективной модальности. Объективная модальность - обязательный признак любого высказывания, одна из категорий, формирующих предикативную единицу. Объективная модальность выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности и ирреальности. Главным средством оформления модальности в этой функции является категория глагольного наклонения. Субъективная модальность, то есть отношение говорящего к сообщаемому, является факультативным признаком высказывания. Семантический объем субъективной модальности шире семантического объема объективной модальности. Смысловую основу субъективной модальности образует понятие оценки в широком смысле слова. Дидактизм, то есть поучительность, наставительный тон, - основополагающая черта стиля Л. Н. Толстого. Логично предположить, что поучение, наставление невозможны без использования ирреальных наклонений. Необходимо также отметить обилие предикативных наречий и прилагательных с модальным значением в текстах Толстого. Например: «Но если большинство не понимает, то надо растолковать ему, сообщить ему те знания, которые нужны для понимания»; «Таково всегда была истинная наука, и таковою она должна быть». Кроме того, дополнительная модальный акцент падает на приставочный глагол «растолковать», в значении которого присутствуют семы «хорошенько», «тщательно». 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=