ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

Как замечает М.М. Бахтин, «повесть "Кроткая" прямо построена на мотиве сознательного незнания. Герой скрывает от себя сам и тщательна устраняет из своего собственного слова нечто, стоящее перед его глазами. Весь его монолог сводится к тому, чтобы заставить себя, наконец, увидеть и признать то, что в сущности он уже с самого начала знает и видит» (Бахтин М.М., 1979: 288). «Я все видел, все до последней черты, видел и знал лучше всех; все мое отчаяние стояло на виду!» - восклицает герой и отчаянно пытается обойти то, «что уже внутренне определяет его мысль и речь, как незримо присутствующая "правда". Он старается вначале "собрать свои мысли в точку”, лежащую по ту сторону этой "правды”» (Там же). Именно для этого он проговаривает ситуацию, исповедуется самому себе, желая тем самым облегчить срои душевные терзания, избавиться от фрустрирующей энергии. А когда герой, по замыслу Ф.М. Достоевского, приближается к правде о себе самом, примиряется с жизненным испытанием, душевным мучением, страданием, то он овладевает своим подлинным голосом, его стиль и тон начинают меняться. Например, герой "Кроткой", по замыслу, приходит к правде: «Правда неотразимо возвышает его ум и сердце. К концу даже тон рассказа изменяется сравнительно с беспорядочным началом его». Теперь мы слышим твердый, четкий голос: «Слепая, слепая! Мертвая, не слышит! Не знаешь ты, каким бы раем я оградил тебя! Рай был у меня в душе, я бы насадил его кругом тебя. Ну, ты бы меня не любила, - и пусть, ну что же? Все и было бы так, все и оставалось бы так. Рассказывала бы только мне как другу, - вот бы и радовались и смеялись, радостно глядя друг другу в глаза. Так бы и жили. И если б и другого полюбила, - try и пусть, пусть! Ты бы шла с ним и смеялась, а я бы смотрел с другой стороны улицы... О пусть все, только пусть бы она открыла хоть раз глаза! На одно мгновение, только на одно! взглянула бы на меня, вот как давеча, когда стояла передо мной и давапа клятву, что будет верной женой! О, в одном бы взгляде все поняла». Таким образом, в рассказе «Кроткая», написанном в форме перволичного нарратива, изображаются душевные мучения фрустрирующей языковой личности. Раскрытию душевного состояния главного героя способствует внутренний монолог-исповедь, в котором он пытается оправдаться, сгладить свою вину («эффект оправдания»). Литература Артюшков И.В. Аспекты исследования внутренней речи // ФН. 1997. № 4. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35. №4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. Попова Е.А. Коммуникативные аспекты литературного нарратива. - Липецк, 2001 . 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=