ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

«устройстве их будущности», а в случае повторного совершения преступлений несовершеннолетние должны быть возвращены в приют. Таким образом, закон 1866 г. закладывал юридические основы для формирования системы специальной профилактики правонарушений несовершеннолетних через создание особых учреждений, носящих коррекционно-реабилитационный характер. Он впервые выделил приюты и колонии в качестве учреждений для отбывания наказания несовершеннолетними, а также определил порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении них, который существенно отличался от исполнения лишения свободы в отношении взрослых заключенных. По мнению специалистов, содержание в приюте было элементом принудительного воспитания и применялось не с целью кары, а для достижения именно воспитательных целей (Фойницкий И.А., 1889: 473, 474). Данный закон сделал существенный шаг вперед в деле формирования системы специальной педагогической профилактики. К решению этого вопроса были привлечены частные лица, земства и др. Фактически, после появления этого документа с несовершеннолетними преступниками начала проводиться целенаправленная воспитательная работа, обучение грамоте и ремеслам. Это позволяло бороться с правонарушениями малолетних не путем устрашения, а через восстановление у них нарушенных механизмов адаптации, формирование качеств законопослушного члена общества, опираясь в первую очередь на педагогические средства ее осуществления. Таким образом, формировалось особое направление превентивной политики государства в отношении подростков — педагогическая профилактика противоправного поведения несовершеннолетних. Литература Мнение Государственного Совета об устройстве исправительных приютов для малолетних преступников // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т.41, отд. 2-е. Спб., 1868. Фойницкий И.А. Учение о наказаниях в связи с тюрьмоведением. Спб., 1889. С. 473, 474. Шимановский М.В. Очерк возникновения исправительно-воспитательных заведений для малолетних преступников в России. Одесса, 1884. С.15. Н.А. Гаврйлина, Тула Государственное призрение в России в 30-50-е годы XIX века Деятельность правительства Императора Николая I в сфере общественного призрения и благотворительности служила по преимуществу продолжением мер, предпринятых в предшествовавшее царствование. При нем были открыты 4 новых приказа общественного призрения в губерниях Ковенской и Смоленской, в Бесарабии и в Земле Войска Донского. Затем, в приказах в 1828 году были учреждены училища для детей канцелярских 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=