ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

«представляется писателю удобным способом обнажить внутренний мир повествователя ("Живописец из Зальцбурга" Нодье, "Журнал Печорина"), пластично показать его эволюцию (например, процесс развития болезни в "Записках сумасшедшего" Гоголя, в "Орля" Мопассана, нарастание страсти к игре, поглощающей и искажающей все остальные чувства, в "Игроке" Достоевского)» (Там же). Более того, особое значение имеет тема исповеди в русском духовном опыте, где, помимо традиционной (православной) традиции, существует целый пласт «расширительных» трактовок исповеди в творчестве крупнейших русских писателей XIX-XX веков (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.А. Блок, А. Белый, Н.А. Бердяев и мн. др.). М.С. Уваров отмечает, что «исповедь возникает как самоотчет души, как снятие границ историчности и вечности, как Совесть. <...> В предисловии к "Выбранным местам..." Гоголь замечает: "как говеющий перед исповедью, которую готовится отдать Богу, просит прощения у своего брата, так я прошу у него прощения, и как никто в такую минуту не посмеет не простить своего брата, так и он не должен посметь не простить меня”, и в этих словах заключен смысл "исповеди-как-Совести". Именно в исповеди человек может выразить гнетущее состояние, может покаяться, оценить свои поступки, проанализировать свое поведение. Для русской литературы характерна тема авторской "исповеди-в-герое". < ...> И пушкинский Онегин, и лермонтовский Печорин, и горьковский Сам 1 ин — каждый по-своему — несут на себе "крест" исповеди. Практически у каждого значительного русского писателя мы находим и исповедь "в чистом виде" — будь то "Исповедь" Толстого или "Исповедь" Горького, или же проникнутые исповедальным духом стихотворные образы Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, Ахматовой» (Уваров М.С., 1998: 141). Внутренний монолог повествователя так же способен «обнажить» душу героя, отобразить душевную тоску, отчаяние, ситуацию безысходности, так как это «обращенное к самому себе высказывание героя, непосредственно отражающее внутренний психологический процесс, монолог "про себя", в котором имитируется эмоционально мыслительная деятельность человека в ее непосредственном протекании» (Артюшков И.В., 1997: 70). Внутренние монологи, исходящие от персонажей, показывают течение внутренней жизни героев прямо и непосредственно. Существует разнообразная классификация внутренних монологов. Они различаются по следующим признакам: «1) в зависимости от особенностей содержания - размышления, воспоминания, мечтания, передающие жизнь героев в крайне напряженные моменты, характеризующие поиски героями смысла жизни и их стремление к нравственному самоусовершенствованию; логические и иррациональные; 2) с учетом способа передачи и характера изображаемых психических процессов - первичные и вторичные; по характеру обращенности - "для себя" и "для других". Использование внутренних монологов обусловливается познавательно- эстетической природой художественной литературы. Важнейшей функцией их является изображение внутреннего мира героев, прямой и 89

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=