ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

1976: 345). В таком разнообразии выделяются следующие типы повествования: 1) «традиционный нарратив, имеющий две разновидности: а) повествование от 1-го лица (перволичный нарратив) с персонифицированным повествователем-рассказчиком» (Попова Е.А., 2005: 10), например, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого и др.; б) «повествование от 3-го лица с неперсонифицированным всезнающим повествователем- творцом» (Там же). Такой тип повествования используется в произведениях Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», И.А. Гончарова «Обломов», «Обрыв», Мопассана «Жизнь» и др.; 2) нетрадиционное повествование (несобственно-прямой дискурс) с неперсонифицированным повествователем, который, зная все, своего всезнания не показывает, а, напротив, старается быть незаметным, выдвигая на передний план героя. Несобственно-прямой дискурс характерен для повестей и рассказов А.П. Чехова («Студент» «Архиерей», «Три года», «Дуэль» и др.), и литературы XX века: «Доктора Живаго» Б.Л. Пастернака, «Живи и помни» В.Г. Распутина и др. Душевные терзания фрустрирующей языковой личности наиболее точно отображает форма перволичного нарратива (что не исключает использование других форм повествования). Это обусловлено прежде всего тем, что в текстах, написанных от первого лица, повествователь, в отличие от третьеличного нарратива и несобственно-прямого дискурса, является персонифицированным, принадлежащим изображаемому миру, вследствие чего «в 1 ф. нет презумпции вымысла, как есть она в 3 ф., а, наоборот, есть презумпция автобиографизма» (Атарова К.Н., Лесскис Г.А., 1976: 346). «Перволичный нарратив - это эгоцентрический тип повествования», в котором «события пропускаются сквозь призму субъективного восприятия рассказчика. Субъективность повествователя является неотъемлемой чертой всех разновидностей перволичного нарратива, единственно доступным средством для постижения себя, других людей, действительности» (Попова Е.А., 2001: 135), Другой особенностью, связанной с изображением душевных терзаний в форме перволичного нарратива, является «эффект оправдания», т.е. изложение событий от 1-го лица в случае необходимости может снимать или смягчать вину изображающего субъекта, что невозможно или затруднено в третьеличном нарративе. Такую возможность дает детальный психологический самоанализ говорящего субъекта, мотивирующего свое поведение. Велика степень «эффекта оправдания» в «Княжне Мэри» М.Ю. Лермонтова, «Кроткой» Ф.М. Достоевского, «Лолите» В.ВГНабокова. Кроме того, именно «три основные повествовательные ситуации, используемые в 1 ф., - письменное сообщение, устный рассказ и внутренний монолог» (Атарова К.Н, Лесскис Г.А., 1976: 351), —в полной мере могут раскрыть душевные метания личности повествователя-рассказчика. Например, письменное сообщение может быть выражено в форме воспоминаний, переписки или дневника. Дневниковая форма 88

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=