ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

ни с одним человеком на свете. Они существовали с ней на одной колокольне, и как бы там ни бывало скучно, а иногда и безнадежно, все-таки это была одна колокольня. Вадим подумал, что если бы он ушел от Светланы, то, наверное, через какое-то время вернулся обратно, потому что нельзя надолго уйти от совести, с . ..> Вошла Светлана, и в ту же секунду зазвонил телефон. <...> Вадим встал и взял трубку. - Адам... - позвала Инна. Он молчал. Не из-за Светланы. Из-за Радды. Инна не любила собаку, и она устранилась. Развязала ему руки. И сейчас общаться с Инной как ни в чем не бывало - значит предать не только Радду, но и память о ней. - Адам... - Здесь таких нет. Вы не туда попали». Таким образом, старая собака становится для Вадима своеобразным символом его семейной жизни, а ее потеря - результатом его предательства по отношению к преданно любящим его жене и собаке. Именно об этом думает Вадим, когда Светлана спрашивает его, каким образом потерялась Радда: « - Как это могло случиться? - Она протянула к нему руки, плача, будто желая получить ответ прямо в ладошки. - Как? "Я вас предал - вот как, - подумал Вадим. - И ее. И тебя"». Еще один ракурс изображения появляется в финале повести, когда главная героиня видит собственное отражение и определяет дальнейший вектор развития своей жизни в соответствии с простой мыслью, вложенной в уста героини самим автором: «Навстречу Инне шли люди разных возрастов и обличий, и среди всех бросалась в глаза яркая загорелая блондинка, похожая на финку с этикетки плавленого сыра "Виола". Инна невольно обратила на нее внимание, потому что "Виола" бросалась в глаза и очень сильно напоминала кого-то очень знакомого. "На кого она похожа? - подумала Инна. - На меня". "Виола" шла прямо на Инну, не сводя с нее глаз до тех пор, пока Инна не сообразила, что это она сама отражается в зеркальной витрине магазина. Она шла себе навстречу и смотрела на себя как бы со стороны: вот идет женщина неполных тридцати двух лет. Выглядит на свое. Не моложе. Но и не старше ни на минуту. Это не много - тридцать два года. И не мало. С какой стороны смотреть: на пенсию - рано. Вступать в комсомол - поздно. А жить и надеяться - в самый раз. И до тех пор, пока катится твой поезд, будет мелькать последний вагон надежды ». Итак, в повести B.C. Токаревой «Старая собака», являющейся примером современного культурного текста, встречается многоплановое повествование, становящееся характерной чертой идиостиля писателя и заключающееся в изображении героев с нескольких ракурсов: объективное авторское описание внешности и поступков персонажей, представляющее собой взгляд «со стороны», описание внешности героя, какой ее 86

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=