ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

виду завязавший алкоголик. У него были неровные зубы, поэтому неровный язык, как хребет звероящера, и привычка облизываться. Она постоянно улыбалась, хотела понравиться Инне, чтобы та, не дай Бог, не украла ее счастье в виде завязавшего алкоголика с ребристым языком. Одета была как чучело, будто вышла не в столовую высокопоставленного санатория, а собралась в турпоход по болотистой местности». Позже в тексте повести встречается описание внешности героини, данное уже одним из персонажей (отдыхающим в санатории работником патентного бюро Вадимом, у которого будет роман с Инной и которого она будет называть Адамом). Интересно, что в отличие от автора, дающего нам практический полный портрет Инны, этот герой воспринимает лишь отдельные черты ее внешности, которые больше остальных привлекли его внимание. Эмоции, возникшие у него, становятся известны читателям с помощью всезнающего автора-повествователя: «И вдруг она увидела его. А он - ее. Он увидел ее глаза и губы - наполненные, переполненные жизненной праной. И казалось, если коснуться этих губ или даже просто смотреть в глаза, прана перельется в него и тело станет легким, как в молодости. Можно будет побежать трусцой до самой Москвы. А она увидела, что ему не пятьдесят, а меньше. Лет сорок пять. В нем есть что-то отроческое. Седой отрок. Интеллигент в первом поколении. Разночинец. Было очевидно, что он занимается умственным трудом, и очевидно, что его дед привык стоять по колено в навозе и шуровать лопатой. В нем тоже было что-то от мужика с лопатой, отсюда бородка под Добролюбова. Маскируется. Прячет мужика. Хотя - зачем маскироваться? Гордиться надо». Заметим, что подобное описание мыслей и эмоций двух разных людей дает читателю преимущество перед героями: он знает чувства обоих и может оценить ситуацию с позиции не просто стороннего наблюдателя, а всезнающего соавтора причем его сотворчество заключается в возможности прогнозировать дальнейшее развитие событий на основе сообщаемых ему сведений о внешнем и внутреннем состоянии героев. Неслучайны столь часто встречающиеся в повествовании примеры парцелляции, т.е. «стилистического приема, заключающегося в расчленении единой синтаксической структуры- предложения - на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз» (Культура.., 2003: 454-455), являющиеся характерной чертой идиостиля B.C. Токаревой. Данный прием помогает сделать повествование отрывистым и привлечь особое внимание читателей к отдельным словам и словосочетаниям, имеющим большое значение при восприятии текста. В тексте повести «Старая собака» неоднократно указываются размышления и чувства главных героев, вызванные различными событиями. Благодаря такому всестороннему описанию персонажей читатель лучше понимает их характеры и мотивы поступков: 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=