ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

Токаревой, характерной чертой которого является тесное переплетение объективного повествования «со стороны» и своего рода субъективированного повествования, при котором автор знает мысли и чувства героев и сообщает их читателю, дает оценочные характеристики и комментарии. Поэтому читатель видит героя с нескольких ракурсов: внешнего, наравне с другими персонажами, изнутри, зная его мысли, чувства и переживания, а также глазами других героев, мысли которых также ему известны, благодаря вездесущему автору-повествователю. Проиллюстрируем сказанное примером. Героиня повести «Старая собака» (Токарева B.C., 2007) Инна Сорокина <<приехала в санаторий не за тем, чтобы лечиться, а чтобы найти себе мужа. Санаторий был закрытого типа, для высокопоставленных людей, там вполне мог найтись для нее высокопоставленный муж. Единственное условие, которое она для себя оговорила, - не старше восьмидесяти двух лет. Все остальное, как говорила их заведующая Ираида, имело место быть». Уже с первых строк повествования, несмотря на то, что ведется оно от 3-го лица, мы узнаем планы героини, приехавшей в санаторий с определенной целью - их нам сообщает всезнающий автор. Затем дается словесный портрет героини, взгляд на нее «со стороны», однако с комментариями писателя, сообщающего свои ассоциации с целью создания у читателей лучшего представления о внешности Инны. Кроме того, автор считаег возможным включить в описание так называемую цитатную номинацию, представляющую собой определение, данное героине другим персонажем: «У нее было десять лишних килограмм. Как говорил один иностранец: "Ты немножко тольстая, стрэмительная, и у тебя очень красивые глаза..." Инна была "немножко тольстая'', высокая крашеная блондинка. Волосы она красила югославской краской. Они были у нее голубоватые, блестящие, как у куклы из магазина "Лейпциг". <...> Одета Инна была в белые фирменные джинсы и белую рубаху из модной индийской марли и в этом белом одеянии походила на индийского грузчика, с той только разницей, что индийские грузчики - худые брюнеты, а Инна - плотная блондинка». Далее следует повествование, в котором переплетается описание внешних действий героини, ее размышления по поводу окружающей обстановки, то есть взгляды «со стороны» и «изнутри», а также дополнительные сведения, сообщаемые автором: «Войдя в столовую, Инна оглядела зал. Публика выглядела как филиал богадельни. Старость была представлена во всех вариантах, во всем своем многообразии. Средний возраст, как она мысленно определила, - сто один год. Инна поняла, что зря потратила отпуск, и деньги на путевку, и деньги на подарок той бабе, которая эту путевку доставала. Инну посадили за стол возле окна на шесть человек. Против нее сидела старушка с розовой лысинкой, в прошлом клоун, и замужняя пара. Он - по 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=