ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

В этом многочленном сложном предложении сочетаются две структурные схемы: «кто говорит что кому» и «кто думает / мыслит что». Первая структурная схема реализует речевую деятельность персонажа в рамках простого предложения, а вторая - описывает мыслительную деятельность при помощи сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Автор произведения при помощи конструкции с косвенной речью передает речемыслительную деятельность персонажей в пределах одного предложения, что создает повествовательную полифонию. Анализ языкового материала убедил нас в том, что структурная схема «кто говорит / думает что о ком / о чем» наиболее продуктивна, чем остальные. Она сохраняет свою активность на протяжении многих лег. Реализацию этой схемы мы находим в произведениях Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, В. С. Маканина, Л. Е. Улицкой и мн. др. Итак, мы видим, что все конструкции с косвенной речью полифоничны. Они содержат в себе информацию о двух коммуникативных актах: первичном и вторичном. Первичная коммуникация протекает между персонажами, а во вторичной - в роли говорящего выступает повествователь. Он адресует свою речь читателю. Синтаксический концепт «речемыслительная деятельность человека», таким образом, реализуется в структурных схемах, на которых строятся конструкции с косвенной речью. Косвенная речь, в свою очередь, является универсальным средством создания повествовательной полифонии в художественной литературе. Литература Бельчиков Ю. А. Культуроведческий аспект филологических дисциплин // Ф Н .- 1998.-Х а 4. Волохина Г. А., Попова 3. Д. Синтаксические концепты русского простого предложения. - Воронеж, 1999. Попова Е. А. Коммуникативные аспекты традиционного повествования русской классической литературы. В 2 частях. Ч. 2. - Липецк, 2007. Попова Е. А. Третьеличный нарратив русской литературы и косвенная речь как средство его структурно-смысловой организации. - Липецк, 2005. Русская грамматика: В 2 т. Т. 2. - М., 1980. Ю.М. Калинина, Липецк Многоплановое повествование в композиции культурного текста (на примере повести B.C. Токаревой «Старая собака») Композиция художественного произведения, являющегося образцом культурного текста, в соответствии с господствующим в современном языкознании принципом антропоцентризма привлекает внимание лингвистов с точки зрения отражения в ее структуре коммуникативного треугольника «автор - персонаж - читатель», позволяющего определить идейные позиции автора, героев и предположить возможную интерпретацию текста читателем. С данной целью интересным представляется изучение идиостиля B.C. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=