ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

* последние случаи сравнительно редки и имеют просторечную стилистическую окраску» (Волохина, Попова, 1999: 133). В конструкциях с косвенной речью субъектом первичного речевого акта является практически всегда персонаж или повествователь. Описание же мыслительной деятельности человека (персонажа) ведется практически в тех же структурных схемах, что и описание речевой деятельности. Следовательно, структурная схема, реализующая мыслительную деятельность, выглядит следующим образом: «кто думает / мыслит что о чем / о ком». Иными вариантами этой схемы могут быть словоформы «кто думает / мыслит про что, насчет чего, по поводу чего». Проиллюстрируем эти схемы предложениями с косвенной речью: Он IМышкин] задумался, между прочим, о том, что в эпилептическом состоянии его была одна степень почти пред самым припадком (если только припадок приходил наяву), когда вдруг, среди грусти, душевного мрака, давления, мгновениями как бы воспламенялся его мозг и с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы его (Ф. Достоевский. «Идиот»), В этом случае полифония возникает еще и за счет того, что в косвенную речь вкрапляется «голос» автора, который уточняет чужую речь. Другие примеры: В отделе, скучно переписывая смету, Родионцев, разумеется, думает о том, что сейчас на втором этаже Аглая Андреевна общается с Викой - чаепитие в той солнечной приемной, бывшее когда-то радостью, и делом, и чуть ли не смыслом его приходов на работу, является теперь раздражителем (В. Маканин. «Человек свиты»); Больше всего, однако, ему [Авдию] думалось о том, где теперь гонцы, бывшие попутчики его, что с ними (Ч. Айтматов. «Плаха»); Она [Надя Рощина] подумала, что не узнала бы его, если бы встретила на улице (Э. Пашнев «Девочка и олень»). Особенность некоторых приведенных выше предложений заключается в том, что в главной части таких предложений имеется указательное слово то, о том, в том, которое обладает смыслом «тема мысли». Следующее за ним придаточное изъяснительное передает содержание мыслительного акта. Таким образом, «в изъяснительных конструкциях с соотносительным словом в главной части осуществляется передача и темы речи / мысли (в главном предложении), и ее содержания (в придаточном предложении)» (Попова, 2007: 79). Интересны такие случаи, когда в пределах одной синтаксической конструкции выражается речевая и мыслительная деятельность персонажа. Например: Я возненавидела наше бедное жилище, лохмотья, в которых сама ходила, и когда однажды матушка закричала на меня и приказала сойти с окна, на которое я забралась по обыкновению, то мне тотчас же приилло на ум, что она не хочет, чтоб я не смотрела именно на этот дом, чтоб я не думала об нем, что ей неприятно наше счастие, что она хочет помешать ему и в этот раз... (Ф. Достоевский. «Неточка Незванова»). XI

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=