ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

Следуя этой мысли ученого, отметим, что психологизм русской литературы не возможен без моделирования речемыслительной деятельности персонажа. В лингвистической науке в последнее время ученые говорят о наличии в концептосфере русского языка синтаксических концептов, в том числе концепта «речемыслительная деятельность человека». Синтаксические концепты стали предметом активного изучения сравнительно недавно. Своим появлением в науке о языке термин «синтаксический концепт» обязан З.Д. Поповой. Взяв за основу идею 3. Д. Поповой о синтаксическом концепте, мы предположим, что структурные схемы предложения, на которых строится концепт «речемыслительная деятельность человека», являются основой главной части сложноподчиненного предложения. Концепт «речемыслительная деятельность человека» реализуется в художественной речи при помощи конструкций с косвенной речью. Рассмотрим предложения с косвенной речью из классической и современной литературы как средство создания повествовательной полифонии. Отвечая, он [Мышкин] объявил, между прочим, что действительно долго не был в России, с лишком четыре года, что отправлен был за границу по болезни, по какой-то странной нервной болезни, вроде падучей или виттовой пляски, каких-то дрожаний и судорог (Ф. Достоевский. «Идиот»); Когда в губернском городе С. приезжее жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которьши можно завести знакомства (А. Чехов. «Ионыч»); Однако прошло месяца три, ну четыре, и вот ясным весенним днем Шурочка позвонила с работы кинокритику Панову и сказала, что, кажется, началось опять: ее Куренков копит злобу (В. Маканин. «Антилидер»); Элеонора сказала Маше, что вышла замуж за человека, которого любила много лет, что он овдовел и теперь, впервые в жизни, она живет вместе с мужчиной, которого любит, что она совершенно счастлива, что оба они в таком возрасте, что о долгом счастье речи быть не может, но она дорожит каждым оставшимся днем и ни одного из них не хочет потерять (Л. Улицкая «Писательская дочь»). Каждая из этих конструкций с косвенной речью построена по схеме «кто говорит что». Она включает в свой состав два «голоса» (двух говорящих). Чужая речь, вводимая союзом «что», находится, как правило, в придаточной части сложноподчиненного предложения.' Позиция «кто», которая расположена в главной части предложения, принадлежит персонажу. Глаголы (объявил, говорши, сказала) обозначают речевую деятельность человека (персонажа). «Существительное в позиции “что“ благодаря особенностям семантики глаголов речевой деятельности передает весьма разные значения - это и результат, речевое произведение, это и объект восприятия, и объект требования, и тема речевой деятельности, хотя эти 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=