ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

Литература Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М, 1959. Виноградов В.В. Проблема авторства и теории стилей. - М, 1961. Зализняк А.А. «Слово о полку Игореве». Взгляд лингвиста. - М., 2007. Козлова А.Ю. Коломенский список Толковой Палеи 1406 г. как лингвистический источник. АКД. - М., 2007. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - Л., 1978. Обнорский С.П. «Слово о полку Игореве» как памятник русского литературного языка. - Л., 1939. (Расширенная перепечатка под названием «Слово о полку Игореве» в кн.: Обнорский С.П. Избранные работы по русскому языку. - М., 1960). Павлов М. Generation «П» или «П» forever? // Знамя, 1999, № 12. Е.А. Попова, Липецк Русская поэтическая молитва как культурный текст «История не знает культурно-творческого и духовно-великого народа, пребывающего в безбожии, - писал философ И.А. Ильин. - ... От совершенства религии зависит и высота национальной культуры. Россия была искони страною православного христианства. Ее творчески ведущее национально-языковое ядро всегда исповедовало православную веру. Вот почему дух Православия всегда определял и ныне определяет столь многое и глубокое в строении русско-национального творческого акта. Этими дарами Православия в течение столетий жили, просвещались и спасались все русские люди», в том числе «и те, которые о них забывали, и те, которые их не замечали, от них отрекались или даже их поносили; и граждане, принадлежащие к инославным исповеданиям или инородным племенам...» (Ильин И.А., 1999: 323-324). По убеждению Ильина, «дар молитвы есть лучший дар Православия»: именно православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не смогла бы победить своих врагов и не построила бы своего земного жилища. «Русские люди в течение всей своей истории учились строить Россию “целованием креста” и почерпать нравственную силу в молитве», - отмечал философ (Ильин И.А., 1999: 325). Молитвы, представляющие собой обращение человека к Богу, Богородице, святым и сопровождаемые чтением определенных текстов, относятся к числу наиболее важных для русской нации культурных текстов и поэтому обладают способностью отражаться в других все новых и новых текстах. Так со временем возник литературный жанр молитвы, который создали А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Козлов, Д. Веневитинов, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Григорьев, К. Романов, Ф. Глинка. Я. Полонский, И. Никитин, И. Бунин, А. Ахматова, М. Цветаева, Н. Гумилев, В. Набоков, И. Бродский и другие русские поэты. Стихотворных молитв в русской литературе так много, что из них можно составить целую антологию. То, что стихотворная молитва занимала особое место в системе поэтических 72

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=