ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

I. Внимательно прочитайте предложенные отрывки. Как вы считаете, могут ли они принадлежать одному автору (двум? трем?). Объедините отрывки, написанные, по вашему мнению, одним человеком (укажите номера отрывков). Если можете, предположите, кто автор текстов. П. Определите примерное время написания текстов (начало, середина, конец века? какого века?). III. Возникают ли ассоциации с другими произведениями? (Укажите авторов и названия). IV. Определите свое эстетическое отношение к текстам каждого автора. В эксперименте приняло участие 25 человек. Результаты эксперимента: Виктору Пелевину принадлежат отрывки №№ 2, 3, 6. Отрывок № 2 три человека (12% опрошенных) отнесли к XX в., шестнадцать человек (64% опрошенных) отнесли к классике русской литературы. Среди формулировок встречались следующие: Бунин, конец XIX - начало XX в., конец XIX в., Тургенев, Чехов. Отрывок № 3 четыре человека (16% опрошенных) отнесли к XX в., сформулировав это так: середина XX в., конец XX в., XX в. Пятнадцать человек (60% опрошенных) считают, что текст написан ранее, в XIX - начале XX в. Предположения: Бунин, Тургенев, XIX в. Один человек предположил, что текст относится к началу - середине XX в., подразумевая Булгакова или Горького. Отрывок № 6 четыре человека (16% опрошенных) отнесли к XX в. Остальные пятнадцать человек (60% опрошенных) считают текст классическим. Таким образом, большая часть респондентов относит предложенные текстовые фрагменты В. Пелевина к эпохе русской классической литературы XIX в. Следовательно, атрибуция избранных фрагментов текста В. Пелевина невозможна, т.к. автор намеренно использует элементы стилизации. Напомним, что при составлении анкеты из исходного текста В. Пелевина отбирались отрывки, лишенные предметных характеристик XX в., поэтому определение временной отнесенности текста может рассматриваться как доказательство удачности/неудачности стилизации. Сам В. Пелевин прочерчивает четкую линию от И.А. Бунина к себе. Вот начало рассказа «Ника»: «Теперь, когда ее легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем вегре, и на моих коленях лежит тяжелый, как силикатный кирпич, том Бунина, я иногда отрываю взгляд от страницы и смотрю на стену, где висит ее случайно сохранившийся снимок». В. Пелевин сознательно смешивает две реальности: реальность русской жизни начала XXI в. и реальность русской литературы. В.Я. Брюсов писал: «...у каждой эпохи есть своя манера писать, свой язык, свой круг идей и интересов, свои излюбленные выражения...вполне освободиться от этой печати своего времени не под силу и гению» [Виноградов 1959: 87]. Автор способен точно воссоздавать современную 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=