ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

ОПЫТЫ АНАЛИЗА ТЕКСТОВ КУЛЬТУРЫ И.Ю. Токарева, Тула Формирование культуроведческой компетенции при работе с текстом Работа с текстом является, на наш взгляд, самым важным аспектом при формировании культуроведческой компетенции. Изучение лингвокультурных особенностей отдельных языковых единиц, безусловно, Fie может сформировать полную картину той или иной культуры. Тем более, что каждая языковая единица возникает и функционирует в тексте. При этом текст не только позволяет наблюдать за языковыми единицами, но и наблюдать за иными гранями лингвокультуры. Как строить работы с текстом? Какие тексты должны стать объектом анализа в первую очередь? Объектом анализа может стать как формальная, так и содержательная сторона текста. Такие особенности, как композиция, архитектоника текста, система оформляющих текст, типичных для того или иного жанра - иными словами всё, что оформляет языковую традицию формирования текста, безусловно, должны стать объектом изучения. Кроме того, культурно значимую информацию несут тематические особенности, система образов текста. Наиболее благодатными для изучения являются тексты древнерусской литературы, устного народного творчества (сказки, былины, песни и др.), делового и обыденного дискурсов (деловая переписка, сонники, родословные, поваренные книги, целебники). В этих текстах учащиеся под руководством учителя могут наблюдать как культурно обусловленные формальные особенности текста, так и узнавать об особенностях материальной и духовной культуры русского человека. Безусловно, интерес представляют многообразные художественные тексты, отражающие элементы стилизации под произведения устного народного творчества, а также художественные шедевры, в которых находит отражение история России, особенности русского характера. Изучение лингвокультутрной специфики текстов позволяет преодолеть пропасть между уроками русского языка и литературы и трансформировать их в уроки словесности. Главной задачей лингвокультурологической дидактики является формирование корпуса текста и типологии заданий, направленных на формирование культуроведческой компетенции. В данной статье мы предлагаем фрагменты древнерусского текста - «Повести временных лет», а также задания, связанные с обсуждением этих фрагментов и направленные на формирование культуроведческой компетенции. Отрывок 1. 1. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» о княгине Ольге. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=